Статья 518 гк рф. последствия поставки товаров ненадлежащего качества

Понятие технически сложного товара

Понятие технически сложного товара (не путать с понятием «сложная вещь»!) применительно к договору поставки в законодательстве РФ не определено.

Применительно к договорам розничной купли-продажи (в разрезе законодательства о защите прав потребителей) перечень технически сложных товаров установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».

Тем не менее, значительная номенклатура товаров, не входящая в указанный перечень и находящаяся в гражданском обороте по договорам поставки, также может быть отнесена к категории технически сложных товаров. При этом характеристики товара (в целях отнесения его к категории «технически сложные товары») могут определяться из различных источников информации, в том числе технического описания, инструкции по эксплуатации или декларации соответствия.

В случае спора покупателя с поставщиком о характере товара, отнесение товара к категории «технически сложный» может осуществляться на основании товароведческой экспертизы.

Перечень технически сложных товаров

  1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
  3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
  5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
  6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
  7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
  8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
  9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
  10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
  11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
  12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой.
  13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).

Поставка товара ненадлежащего качества – что вправе требовать покупатель

Согласно ст.518 ГК РФ если после получения претензии поставщик без промедления не заменит некачественные товары, то покупатель вправе предъявить к поставщику одно из требований, указанных в ст.475 ГК РФ, а именно:

  1. Уменьшить покупную цену, пропорционально части некачественной продукции или утраты ей ценности; или
  2. Устранить недостатки в разумный срок; или
  3. Возместить покупателю разумные расходы на самостоятельное устранение недостатков.
  1. Расторжения договора и возврата уплаченного аванса; или
  2. Замены товара соответствующим договору (только в отношении индивидуально-определенной вещи если есть надежные доказательства нахождения этой вещи у поставщика).
  • Возмещения убытков (ст. 393 ГК РФ);
  • Выплаты договорной неустойку за просрочку поставки (ст.330 ГК РФ); или
  • Уплаты законной неустойки за просрочку поставки (ст.395 ГК РФ), если договором не предусмотрена договорная неустойка.

Обратите внимание, что товар, который был заменен поставщиком на надлежащий или за который был возвращен аванс — обязательно должен быть возвращен поставщику. В противном случае поставщик вправе истребовать стоимость товара обратно в течение 3 лет.

Комментарий к статье 515 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает обязанность покупателя при передаче ему товаров поставщиком в месте их нахождения (при выборке) осмотреть передаваемые товары. В этом случае срок осмотра и момент передачи товаров совпадают. При принятии и осмотре товара в месте передачи покупатель определяет его соответствие условиям договора о количестве, ассортименте, комплектности, таре и (или) упаковке и др. Если покупатель выявил несоответствие передаваемых товаров тем или иным условиям договора, он вправе потребовать устранения такого несоответствия либо отказаться от принятия товара. Так, в случае, когда покупатель установил, что товар передается ему в меньшем количестве, чем определено договором, он вправе либо отказаться от товара, либо потребовать передачи ему недостающего количества (ст. 466 ГК). Те же последствия наступают при передаче товара с нарушением согласованного ассортимента. Статья 468 ГК предоставляет покупателю право принять только товар, соответствующий условию об ассортименте, и отказаться от остальных товаров либо выбрать иной вариант поведения из предусмотренных этой статьей.

При передаче товара в таре и (или) упаковке внутритарная проверка в месте передачи, как правило, не производится. Проверка при вскрытии тары осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные ст. ст. 513 и 474 (см. коммент. к ним).

2. В п. 2 статьи предусмотрены последствия уклонения покупателя от получения товара в срок, установленный договором, либо в разумный срок, исчисляемый с момента уведомления о готовности. Поставщик в этом случае вправе отказаться от исполнения договора. О своем отказе он должен уведомить покупателя.

Однако при длящихся отношениях, т.е. при поставке товаров в пределах срока действия договора несколькими партиями (частями), поставщик вправе отказаться от передачи товаров только в той части, которую должен был получить (выбрать) покупатель. Иные последствия наступают при неоднократной невыборке товара покупателем. Такое нарушение ст. 523 ГК признает существенным, и поставщик вправе полностью односторонне отказаться от дальнейшего исполнения договора, уведомив покупателя. В этом случае на основании п. 5 ст. 453 ГК поставщик вправе взыскать убытки, причиненные невыборкой.

При предъявлении к покупателю требования об оплате не полученных (не выбранных) им товаров, предоставленных в его распоряжение в соответствии со ст. 458 ГК, поставщик принимает товар на ответственное хранение.

3. Если поставщик не сообщит покупателю о готовности товаров к передаче в течение периода поставки либо не обеспечит в месте передачи наличие товаров, соответствующих условиям договора, наступают последствия недопоставки, предусмотренные ст. 511 ГК, т.е. покупатель вправе потребовать восполнения недопоставленных товаров либо отказаться от той части товаров, которая должна была быть предоставлена в его распоряжение в соответствующий период.

Общие сведения

Аспекты, которые касаются качества продукции, регламентированы Гражданским кодексом нашей страны

Обратите внимание, что, даже если в договоре не указано, каким именно должно быть изделие, это не означает, что нельзя предъявить претензии к уровню его изготовления. Дело в том, что законодатель использует в ГК РБ понятие пригодности целям, для которых обычно подобная продукция используется

В случае поставки некачественного товара, если его изъяны не были оговорены заранее, потребитель вправе требовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения стоимости;
  • бесплатного устранения недостатков изделия в разумные сроки;
  • возмещения расходов на устранение недостатков изделия.

Обнаружив существенные нарушения требований к качеству (например, недостатки, которые нельзя устранить без несоразмерных затрат), покупатель имеет право:

  • отказаться то исполнения договора и потребовать возврата перечисленных за товар средств;
  • потребовать замены на товар, качество которого соответствует прописанному в договоре.

Выбор конкретных действий зависит от пожеланий покупателя.

Стоит отметить, что товар с дефектами тоже можно продавать. Нужно только четко прописать в документах его изъяны, чтобы потребитель не мог сказать, что не знал о недостатках изделия.

Общий порядок приема продукции и действий при поставке некачественного товара по договору поставки определяется Положением Совмина №1290, действующим с 2008 года. Как уже говорилось выше, большинство проблем происходит именно из-за игнорирования положений нормативно-правовых актов. Проблемы бывают настолько серьезными, что решаются в судебном порядке.

Не стоит думать, что в негативных ситуациях подобного характера виноваты исключительно поставщики. Практика показывает, что виновниками конфликтов очень часто становятся сами потребители. Главная причина – несоблюдение установленного порядка приемки товара по количеству/качеству. Если не оставлять этот момент без внимания, можно с большой долей вероятности прогнозировать отсутствие спорных ситуаций, связанных с ответственностью поставщика за поставку некачественного товара.

Помните, что лучше сразу следовать букве закона, чем потом тратиться на судебные разбирательства, экспертизы и т.д. Если все же ситуация вышла из-под контроля, стоит поручить ее нормализацию грамотным юристам, которые специализируются именно на таких делах. В качестве варианта предлагаем рассмотреть нашу компанию. Чтобы Вы убедились, что с нами стоит сотрудничать, приведем некоторые преимущества обращения к нам.

  1. Тщательное изучение ситуации, в которой оказался клиент, с правовой точки зрения, что позволяет выработать оптимальную стратегию решения проблемы. Избегаем универсального подхода.
  2. Минимальное участие клиента в разбирательствах, связанных с ответственностью за поставку некачественного товара. От Вас нужна только подпись в договоре. Все остальное сделают наши юристы. Вас будут информировать о ходе дела в режиме реального времени.
  3. Возможность подстроить сотрудничество под любой бюджет. Ведение под ключ или разовая консультация – решать Вам. Кстати, последний вариант очень хорош при рассмотрении стандартных споров о привлечении к ответственности за товар низкого качества. Если ситуация сложнее, лучше поручить нам полное сопровождение.
  4. Квалифицированные юристы, чьи знания подтверждены не только документами об образовании, но и практическим опытом, которому, как известно, нет альтернатив.

Если дело безнадежно, мы сразу об этом скажем, не пытаясь вытянуть из Вас деньги. Кстати, бывают и обратные ситуации, когда простой претензии о поставке некачественного товара оказывается достаточно для нормализации ситуации.

Есть и другие плюсы обращения к нам. О них с удовольствием расскажут наши сотрудники уже во время непосредственного общения. Свяжитесь с нами удобным способом и уточните все детали.

Просмотров:
448

Светлана Зазерская

Более 20 лет Светлана является практикующим юристом в сфере хозяйственного права. В послужном списке успешное представление интересов субъектов хозяйствования Республики Беларусь и зарубежных партнеров, взыскание задолженности, уменьшение требований кредиторов, защита от недобросовестных требований, проведение семинаров, ведение переговоров, заключение договоров на выгодных условиях.

Срок выявления недостатков переданного товара

Сроки обнаружения недостатков (как явных, так и скрытых) переданного товара определяются согласно положениям ст. 477 ГК РФ.

Если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в следующие сроки:

  1. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены:
    • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо
    • в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
  2. Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
  3. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара.

Замечание по комплектующим изделиям

В случае, когда на комплектующее изделие в договоре купли-продажи установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Если на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на него, независимо от истечения гарантийного срока на основное изделие.

 ВАЖНО! В случаях, когда

  • предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и
  • недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю,

продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Когда товар считается некачественным

Товар считается некачественным в следующих случаях:

  1. Товар не соответствует условиям договора, спецификациям и приложениям к нему.
  2. Товар не соответствует нормативным актам — например, отраслевым подзаконным нормативным актам или требованиям ГОСТ. Если договор содержит условия о качестве, которые отклоняются от тех, которые предусмотрены в нормативных актах или ГОСТ, то соответствующие нормативные акты и ГОСТ, по общему правилу, не применяются, учитывая свободу сторон договора.
  3. Товар не соответствует обычаям делового оборота — например, рекомендательным нормам о качестве определенных видов продукции, принятым министерствами или крупными ассоциациями.
  4. Товар не может использоваться для целей, для которых он обычно используется.
  5. Товар не соответствует целям, для которых он приобретался, о которых поставщик знал или должен был знать — например, когда договор содержит указание на цель поставки, но товар не может применяться для этих целей.
  6. Товар не соответствует образцу или описанию – только если по условиям продажи товар продавался по образцу или по описанию (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.07.2012 года No. 17 пункт 13).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector