Намеренное ухудшение жилищных условий
Содержание:
- Намеренные действия и их последствия
- Комментарий к Статье 53 ЖК РФ
- Что является ухудшением жилищных условий по ЖК РФ
- Жилье для военнослужащих.
- Получатели услуги
- Ухудшение жилищных условий в течение 5 лет
- Ухудшение жилищных условий военнослужащими
- Обязанности нанимателя
- Приобретение права постановки на учет
- Кому положены субсидии
Намеренные действия и их последствия
В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей. Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).
Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:
- человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
- совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.
Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:
- съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
- необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
- отказ от сделки дарения;
- самовольное поселение и прописка временных жильцов.
Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.
Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:
- количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
- любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
- невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
- нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
- любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.
Подробнее о действиях, которые могут повлечь ухудшение жилищных условий, и об ответственности за такие действия, смотрите в видео-ролике:
https://youtube.com/watch?v=W7mCvTKvlj8
Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.
- Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
- Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
- Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
- Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.
Закон начал действовать с 2005 года и в него постоянно вносятся правки. Рассчитывать на улучшение жилищных условий путем преднамеренного их ухудшения нельзя. По крайней мере, перед тем, как прописать в таком жилье родственников и затем требовать улучшений проживания, необходимо проконсультироваться с юристами. Действия могут попадать под статьи, предусматривающие наказание. И наиболее часто, что может произойти, это исключение из программы пожизненно или на ближайшие пять лет.
Комментарий к Статье 53 ЖК РФ
В ст. 53 Кодекса установлены правила, не известные прежнему жилищному законодательству. Положения данной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Если лицо, совершившее намеренные действия, указанные в комментируемой статье, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса (см. также указанную статью и комментарий к ней).
Однако положения данной статьи обладают дефектами, которые, с одной стороны, создают неограниченные возможности для усмотрения местных чиновников, а с другой — вообще могут блокировать ее применение.
Например, существенным недостатком комментируемой статьи является то, что в ней не раскрывается содержание понятия «действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Произвольное толкование указанного понятия может довести до абсурда. Например, семейную пару, у которой родился ребенок и в результате уровень обеспеченности этих граждан жилой площадью стал менее учетной нормы, при желании вполне можно «подвести» под указанную статью.
Толкование ст. 53 Кодекса не позволяет ответить и на вопрос, кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Вероятно, о применении данных правил должны быть даны разъяснения Верховным Судом РФ.
В настоящее время при реализации положений ст. 53 Кодекса целесообразно учитывать региональную нормотворческую практику. Например, удачная попытка правильно ориентировать правоприменительные органы и граждан предпринята в Законе г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» <1>. В ст. 10 указанного Закона г. Москвы установлено, в частности, что: к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
———————————
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42; 2007. N 10; 2008. N 39; 2008. Специальный выпуск. 13 октября; 2010. N 11.
— изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
— обмен жилыми помещениями;
— невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
— изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
— вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
— выдел доли собственниками жилых помещений;
— отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
— вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
— вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
— расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
— признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
— вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
— отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.
Следует отметить, что виды действий, повлекших ухудшение жилищных условий, не обусловлены региональной или местной спецификой. Поэтому перечни действий, признаваемых и не признаваемых повлекшими ухудшение жилищных условий, вполне возможно законодательно установить на федеральном уровне путем конкретизации положений ст. 53 Кодекса.
Что является ухудшением жилищных условий по ЖК РФ
Согласно положениям ЖК РФ, ухудшение жилищных условий — это действия семьи, которые приводят к тому, что все ее члены или некоторые из них получают жилье более низкого качества. Часто это происходит в результате развода, когда супруги продают свою квартиру с цель приобрести две небольших. Предусмотрено два случая снижения качества жизни: непреднамеренное и умышленное. Стоит рассмотреть их более подробно.
Непреднамеренное ухудшение жилищных условий
Оно сводится к тому, что в силу различных жизненных обстоятельств семья или отдельные ее члены становятся малоимущими. Также возможно ухудшение жилищных условий по другим объективным причинам:
- увеличение числа членов семьи;
- выселение в судебном порядке;
- развод;
- пожар или затопление соседями;
- различные стихийные бедствия, которые привели к снижению качества объекта недвижимости;
- выделение детям доли в квартире, в результате чего снижается доля родителей;
- покупка жилья, качество которого ниже, в результате невозможности содержать имеющееся.
Все это считается объективными причинами, которые влекут к снижению уровня жизни. Они позволяют обратиться в жилищный отдел районной администрации для постановки на очередь с целью получения жилья от государства.
Стоит понимать, что необходимо полностью соответствовать предъявляемым требованиям. В зависимости от региона понадобится предъявить различные документы. Рекомендуется заранее позвонить и уточнить, что нужно предъявить для постановки на льготную или общую очередь.
Умышленное ухудшение качества жизни
Оно происходит с корыстной целью. Если граждане не попадают под условия программы помощи нуждающимся, они часто умышленно разводятся, чтобы доказать, что являются малоимущими. Согласно ст. 53 ЖК РФ, если будет доказано желание супругов таким образом получить недвижимость от государства, то их снимают с очереди на жилье, а также запрещают обращаться с данным вопросом в течение 5 лет.
Есть несколько нюансов, которые могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий:
- покупка недвижимости, которая в дальнейшем используется не по назначению (в качестве магазина, салона красоты и так далее);
- совершение обмена или продажи, в результате чего общая и жилая площадь уменьшаются;
- выселение жильцов в судебном порядке из-за того, что объект недвижимости используется не по назначению;
- заселение новых жильцов;
- умышленное затопление или поджог жилья;
- фиктивный развод;
- изменение долей собственника.
Если у специалистов жилищного отдела, в котором кандидат встал на очередь на получение жилья от государства, возникнут сомнения в действительности статуса малоимущего, то может начаться расследование.
При наличии весомых доказательств подлога данных дело передается в суд. Если будет доказано, что действия по ухудшению качества жизни были умышленными, то право на получение муниципального жилья теряется.
Жилье для военнослужащих.
Государство выдает военнослужащим гарантии обеспечения жильем, которые реализуются при помощи выделения денежных средств или предоставления служебного жилья. Порядок оказания помощи в решении жилищных вопросов регламентируется нормами федеральных законов и правовыми актами субъектов.
Если военнослужащий прибывает на новое место службы, то в течение 3-х месяцев ему предоставляется жилье. Оно может находиться в воинской части или рядом с ней, а проживать в нем могут все члены семьи контрактника. При наличии трех и более детей помещение предоставляется во внеочередном порядке. При наличии стажа более 10 лет бывший военнослужащий также может рассчитывать на получения бесплатного жилья.
Увольнение часто связано со следующими обстоятельствами:
- достижение предельного возраста;
- ухудшение состояния здоровья;
- проведение организационно-штатных мероприятий.
Жилое помещение нуждающимся может предоставляться на безвозмездной основе или по договору социального найма. В некоторых субъектах действуют программы, в рамках которых предоставляются целевые субсидии, в том числе для строительства или покупки недвижимости. Площадь жилья определяется с учетом установленных норм на человека, а выделение средств основывается на стоимость 1 м2 в регионе.
Возможно будет интересно!
Как узнать номер учетного дела на улучшение жилищных условий и получение квартир.
Получатели услуги
Заявителем на получение муниципальной услуги выступает молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:
— возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
— молодая семья постоянно проживает на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;
— члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами, если последнее предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
— семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые:
— не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;
— проживают в помещении, не отвечающем требованиям для жилых помещений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;
— являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (перечень заболеваний представлен в приложении N 1 к Административному регламенту), и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, принадлежащего на праве собственности.
В силу требований статей 31, 51 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения учитываются все жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащие на праве собственности членам молодой семьи и лицам, совместно проживающим с ними в качестве членов семьи.
На основании статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации для решения вопроса о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях принимаются во внимание все жилые помещения, принадлежащие на праве собственности супругам лиц, совместно проживающих с заявителями в качестве членов семьи, приобретенные ими в период брака. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, если заявители совершили действия с намерением приобретения права быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, то они признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, если заявители совершили действия с намерением приобретения права быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, то они признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
От имени заявителя заявление вправе подавать его представитель при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, удостоверяющего представительские полномочия. В соответствии со статьями 185, 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной.
Ухудшение жилищных условий в течение 5 лет
Предотвратить недобросовестные мотивы имущественных сделок, гарантируя сохранение и надлежащее распределение государственного и муниципального жилого фонда, позволяют меры, принимаемые региональными органами власти.
Их распоряжения опираются на запрет постановки на общую или льготную очередь лиц, которые намеренно ухудшили условия проживания в течение последних 5 лет, пребывая на территории региона или населённого пункта.
Такие нормативы постановки на очередь вводятся административными приказами и иными муниципальными распоряжениями. А так же – локальными актами утверждения нормативов в населённом пункте.
Тем не менее, опираясь на мотивации продажи недвижимости, достаточно сложно адекватно определить позицию правообладателя в контексте намерений. Перечисляя позиции, констатирующие изменение качества жизни, статья 53 ЖК не даёт критериев определения намеренности действий.
В соответствии с чем, муниципалитеты руководствуются общим правилом: если в течение последних 5 лет граждане изменяли имущественное положение, связанное с наличием квартиры или частного дома, так, что нарушились санитарные или жилищные нормы помещения, или семья лишилась жилплощади – постановка на очередь прекращается. Обозначенное право восстанавливается через 5 лет после проведения такой сделки.
Претенденты на получение муниципальных квартир вправе обращаться в администрацию, представляя справку за последние 5 лет, которая подтверждает, что нарушения качества жизни в данный период не происходило.
Ухудшение жилищных условий военнослужащими
Что касается военнослужащих, то предоставление им социального жилья осуществляется на основании Приказа Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010.
В п. 4 настоящего нормативного документа указано, что умышленная корректировка в худшую сторону условий проживания может наступить в результате совершения лицом, проходящим военную службу, определенных действий, которые могут выражаться в существенном уменьшении жилой площади.
Некоторые военнослужащие совершенно сознательно идут на такое уменьшение. Например, они могут совершить любую сделку, результатом которой будет отчуждение всего жилья или же только его доли.
Кроме того, умышленное ухудшение может произойти вследствие изменения порядка пользования жильем, которое может выражаться в неуплате услуг ЖКХ.
Также в том случае, если действия военнослужащего ведут к порче жилого помещения, в результате оно перестает отвечать техническим и санитарным нормам.
Факт сознательного ухудшения будет также выявлен, если офицер заключит фиктивный брак для получения добавочных квадратных метров, или же, наоборот, в случае развода выделит долю занимаемого жилья бывшему супругу.
Как и в случае с остальными гражданами, действия военнослужащего по ухудшению условий проживания нельзя признать умышленными, если он на момент их совершения уже был включен в реестр, как претендент на социальное жилье.
В Приказе №1280 содержится подробный перечень действий, которые не попадают под умышленную корректировку условий в худшую сторону, к таковым относятся:
- получение прописки в жилище военнослужащего его супруги, несовершеннолетнего ребенка, родителей, иждивенцев в случаях, если упомянутые лица до вселения не имели собственного жилья, в том числе и в пользовании. Если таковые помещения имелись, то они должны быть официально признаны не подходящими для жизни в них. Также если лицо выписалось с места жительства в связи с заключением брака с военнослужащим и дальнейшим перемещением с супругом к месту службы. Гражданин был снят с учета по месту проживания из-за переезда к месту службы его родителя;
- аннулирование рентного договора с военнослужащим;
- объявление сделки с жильем недействительной по решению суда;
- освобождение занимаемой жилплощади военнослужащим, вследствие переезда для несения службы в другую местность.
Обязанности нанимателя
Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий заключаются в отказе в предоставлении новой квартиры. Следующая дата получения улучшений следует через 5 лет. Это решение можно обжаловать через суд, если имеется уверенность и документальное подтверждение обстоятельств, приведших к этому.
У военнослужащих не заключается договор социального найма на следующую квартиру, пока не будет сдана предыдущая. Причинами для отказа могут быть:
- Прописанные жена или дети, оставшиеся в документах после развода.
- Жильё более не пригодно к проживанию.
- Квартира является объектом спора в суде.
На квартиросъёмщике лежит ответственность за состояние жилья. Он должен содержать его в чистоте, своевременно проводить ремонт. Не допускать ущерба от действия третьих лиц. Бездействие в этом вопросе может квалифицироваться как намеренное ухудшение жилья.
Приобретение права постановки на учет
Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.
Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?
Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:
- сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
- далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
- окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.
Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.
Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.
Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.
Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.
Источники
- https://pravoved.ru/themes/%D1%83%D1%85%D1%83%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B9/
- https://ipotekaved.ru/subsidiya/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij.html
- https://ros-nasledstvo.ru/namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij/
- https://pravoman.ru/housing-issues/housing/uhudshenie-zhilishnyh-usloviy/
- https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/razvod/razdel-imushhestva/razvod-kak-uhudshenie-zhilishhnyih-usloviy-sudebnaya-praktika.html
- https://WiseLawyer.ru/poleznoe/55561-namerennoe-ukhudshenie-zhilishhnykh-uslovij
- https://pravbaza.ru/zhilishhnoe-pravo/namerennoe-uhudshenie-zhilishchnyh-uslovij
- http://molodaja-semja.ru/how/uhudshenie-zhilischnyh-usloviy/
- https://advokat-malov.ru/najm-zhilogo-pomeshheniya/posledstviya-namerennogo-uhudsheniya-grazhdanami-svoih-zhilishhnyh-uslovij.html
Кому положены субсидии
Существует ряд льготных категорий граждан, которые законно могут претендовать на помощь со стороны государства на приобретение или улучшение жилых помещений.
К таким категориям относятся:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- многодетные семьи;
- молодые семьи, участвующие в региональных жилищных программах;
- инвалиды;
- военнослужащие и другие категории.
В целом все категории можно объединить в одну большую группу – нуждающиеся в жилом помещении или улучшении условий.
Если гражданин льготной категории не признан нуждающимся в материальной помощи со стороны государства, то он не имеет права на получение такой помощи.
Процедура признания нуждающимися
Согласно действующему законодательству, нуждающимися могут быть признаны следующие категории граждан:
- не имеющие в собственности жилого помещения и никто из членов семь не является собственником помещения;
- или не являющиеся нанимателями жилого помещения, не являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения;
- имеющие в собственности жилые помещения, которые не удовлетворяют требования по нормам, установленным для жилых помещений;
- не являющиеся нанимателями жилья по договору соцнайма;
- являющиеся нанимателями по договору соцнайма или собственниками такого помещения, где на каждого члена семьи приходится меньше установленной нормы квадратов жилья;
- являющиеся нанимателями по договору соцнайма помещения или собственником такого помещения, в котором проживает несколько семей, один из членов семьи которой тяжелобольной с хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно. При этом семья не должна иметь другого помещения, занимаемого по договору соцнайма или на праве собственности.
Нормы допускают ситуации, когда у нескольких членов семьи есть в собственности жилые помещения.
В этом случае для расчета нормы жилого помещения на человека учитывается суммарная площадь всей собственности.
Пример расчета
Например, семья состоит из 4 человек, при этом у одного из них есть в собственности комната, площадь которой составляет 9 квадратных метров, а у другого – 12 квадратных метров. Суммарно – 21 квадратный метр.
Этой площади не хватает на 4 членов семьи, поэтому семья может быть признана нуждающейся.
Норматив жилого помещения на человека установлен в размере 12 кв. м. Все семьи льготных категорий, которые не располагают такой площадью на каждого члена семьи, признаются нуждающимися.
При этом для отдельных категорий нуждающихся граждан учетная норма площади может быть увеличена, например для ветеранов — 18 кв.м.
Как получить статус нуждающихся в 2021 году
Для того чтобы претендовать на субсидирование, необходимо обратиться в местную Администрацию для написания заявления и подачи пакета документов. На основании этих документов жилищная комиссия при уполномоченном местном органе власти выносит решение о том, может ли гражданин или семья считаться нуждающимися.
При этом не исключены варианты, когда представители местных органов власти фактически выезжают на место для ознакомления с условиями проживания перед вынесением решения.
Если гражданин рассчитывает на субсидировании из-за ветхого или аварийного жилья, то для оценки качества жилого помещения обязательно выезжают специалисты. Составленный ими протокол может быть обжалован в судебном порядке с привлечением независимых экспертов.