Референдум — это… референдум 1991 года о сохранении ссср и референдум в крыму

Статья 4. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:

1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;

2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;

3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;

4) вопрос референдума — вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;

5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;

6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;

7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;

8) комиссия референдума — комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;

9) подписной лист — лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;

10) политическая партия — политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;

11) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;

12) участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.

Апрельский референдум 1993 года. Да-да-нет-да

25 апреля 1993 года был проведен референдум с целью разрешить конфликт между Борисом Ельциным и Верховным Советом — парламентом РСФСР, с которым президент не мог поделить полномочия.

На референдум были вынесены четыре вопроса:

  1. Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?

  2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?

  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?

  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Сторонники Ельцина призывали голосовать «Да-Да-Нет-Да». Сам Ельцин, однако, говорил, что не против досрочных выборов президента и парламента — он предпочитает «все четыре Да».

В референдуме приняли участие 64,51% избирателей. По всем вопросам большинство избирателей проголосовало за ответ «да».

Еще до референдума возникли споры о том, будет ли итог референдума обязательным и при каком исходе. Конституционный Суд заранее установил, что для проведения досрочных выборов за них должно проголосовать большинство от общего числа избирателей. Эту планку взять не удалось.

Президент Борис Ельцин опускает бюллетень в урну для голосования во время всероссийского референдума 25 апреля 1993 года. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

В итоге референдум не помог разрешить политический кризис. Внеочередных выборов не проводилось.

21 сентября 1993 года президент Ельцин своим указом №1400 распустил Верховный Совет. Это привело к столкновениям на улицах Москвы между сторонниками президента и оппозицией. Выступления сторонников Верховного Совета было подавлено силой, Белый дом, где укрывались противники Ельцина, 4 октября войска взяли штурмом с применением бронетехники.

РИА Новости / Владимир Вяткин

Значение термина РЕФЕРЕНДУМ

‘Референдум’ — деепричастная форма латинского глагола «Refero», в буквальном смысле она означает «везти обратно» (от глагола fero — «нести, приносить» и частицы re-, означающей «обратно»).  Поскольку деепричастие — это скорее прилагательное, чем существительное, оно не может быть использовано отдельно, и должно быть согласовано с существительным, например, Propositum qui referendum est populo —  «предложение, которое должно вернуться к людям». Добавление глагола (напр.,3-го лица единственного числа) к деепричастию будет обозначать необходимость или принуждение, то, что «должно» быть сделано, а не то, что «можно» делать. Использование слова «Referendum» в качестве существительного в английском языке, таким образом, не является  использованием иностранного слова, а скорее новым английским существительным, которое подчиняется английским правилам грамматики, а не латинским. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая, в соответствии с английской грамматикой, должно быть «referendums». Использование формы «referenda» как множественного числа в английском языке (попытки применить к нему правила латинской грамматики), таким образом, невозможно в соответствии с правилами как латинского, так и английского языка. Использование формы «referenda», в соответствиями с правилами грамматики, будет использованием герундия или деепричастия (по Оксфордскому словарю английского языка), что исключает такое использование в обоих случаях:

«Форма «Referendums» логически предпочтительнее, так как означает» бюллетени по одному вопросу «(в латинском деепричастном варианте «referendum» не имеет множественного числа). Латинская форма ‘referenda’, означающая «вещи, к которым относятся», обязательно означает множество вопросов «.

Сравните также:  

Повестка дня (Agenda) «те вопросы, которые нужно решить как можно раньше», от «ago» (раньше), «drive» (решать) ; Меморандум (Memorandum), «вопрос, который следует запомнить», от «memoro», (оставить в памяти) и т.д.

Опрос на экзитполах — лакмусовая бумажка референдума

Меня удивило, что эти 72 на 28 или сколько там было, примерно соответствуют результатам экзитполов. По-моему, это большая ошибка организаторов подсчета референдума, потому что, с одной стороны, ожидать честности от людей, которые только что провели пенсионную реформу, рассказали нам, что 17 тысяч рублей — это доход среднего класса… Это же не Путин сказал! Это же ему написали десятки людей.

Президент — это не физлицо, это институт. Доверять этим людям нелепо. Но беда не в том, что они производят действия в своем стиле с 2011 года. Беда в том, что это производит впечатление падающего профессионализма. На всех экзитполах было примерно

  • 70 на 30,
  • 72 на 28.

Но 30% на экзитполах говорили, что не будут отвечать на вопросы. Было понятно, что из этих 30% основная часть проголосуют против. Эти 30% делятся непропорционально общему голосованию, а то, что большинство получилось 60 на 40, 55 на 45, 52 на 48 — это в зависимости от настроения.

Референдумы в России и мире

В России

Занятно, что понятие «референдум» законодательно был введен в Конституцию СССР 1936 года, а фактически первый был проведен 17 март 1991 года — по вопросу сохранения того же СССР. И еще более забавно то, что более 70 % проголосовало за сохранение союза, но республиканские органы власти республик (которые де факто уже от него отделились) не признаки решение этого референдума, и СССР таки распался.

25 апреля 1993 года в разгар противостояния Ельцина и Верховного совета был проведен референдум о доверии Ельцину. Народ высказался за поддержку первого Президента РФ, что дало ему политическую основу для победы над Верховным советом уже осенью этого же года. А Россия могла бы стать парламентской республикой, такая историческая альтернатива была….

Остальные референдумы в России на федеральном уровне не проводились. Но были региональные по территориальным вопросам.

В истории России есть прецеденты собраний всего народа для решения вопросов общегосударственного значения: в Древней Руси — это вече, в Московском государстве — Земские соборы как элемент сословно-представительной монархии.

За рубежом

На основании толкования Конституции Бразилии 1988 г. и, в частности, ст. 49, определяющей компетенцию Национального конгресса, ряд конституционалистов пришел к выводу, что референдум в Бразилии носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В 1969 г. во Франции проводился плебисцитарный референдум, целью которого было внесение изменений в Конституцию (условием положительного решения являлось сохранение президентом Ш. де Голем своего поста).

В Англии и в США очень не любят общегосударственные референдумы. Они появляются только для решения локальных вопросов, местного значения. Там господствует позиция, что национальные органы государственной власти лучше разберутся во всех вопросах.

Поделиться в соц. сетях

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении голосования проводят подсчет голосов

Самое раннее использование

Считается, что название и использование «референдума» возникло в швейцарском кантоне Граубюнден еще в 16 веке.

Термин «плебисцит» имеет сходное значение в современном использовании и происходит от латинского плебисцита , что первоначально означало указ Concilium Plebis (плебейского совета), народного собрания Римской республики . Сегодня референдум также часто называют плебисцитом, но в некоторых странах эти два термина используются по-разному для обозначения голосов с разными типами правовых последствий. Например, Австралия определяет «референдум» как голосование по изменению конституции, а «плебисцит» — как голосование, не влияющее на конституцию. Напротив, Ирландия когда-либо проводила только один плебисцит, то есть голосование за принятие ее конституции, а каждое второе голосование было названо референдумом. Плебисцит также использовался для обозначения необязательного подсчета голосов, такого как подсчет голосов, проводимый нацистской Германией для «одобрения» в ретроспективе так называемого аншлюса с Австрией, причем вопрос не в том, «разрешаете ли вы?». а скорее «одобряете ли вы?» того, что определенно уже произошло.

Главные изменения

— Какой была первая Конституция независимой Беларуси?

— Первая Конституция была принята 15 марта 1994 года. Это произошло ещё до прихода к власти действующего президента. Согласно ей Республика Беларусь была провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, а обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства.

Новость по теме

15 марта Конституции независимой Беларуси исполнилось 26 лет

Раздел IV первоначальной редакции Конституции назывался «Законодательная, исполнительная и судебная власть». Первая глава была посвящена Парламенту, лишь затем закреплялся статус Президента, отнесенного к исполнительной власти. Такая  очередность подчеркивала ведущую роль Верховного Совета.

— Когда в Конституцию были внесены первые изменения и дополнения? 

– Ещё  в 1995 году русский язык получил статус государственного наравне с белорусским языком. У страны появились новые герб и флаг.

А 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года прошли республиканские референдумы.

На референдум 1996 годабыла вынесена новая редакция Конституции. В Основной закон были внесены изменения, в соответствии с которыми отсчет пятилетнего срока президентства действующего президента начался заново, а Верховный Совет был преобразован в двухпалатный парламент — Национальное собрание.

Также у президента появилось право назначать шесть судей Конституционного суда и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Согласно обновленному Основному закону глава государства может досрочно распускать парламент в случае «систематического или грубого нарушения Конституции». А по Конституции 1994 года это могло произойти только по решению самого парламента.

В редакции Основного закона 1996 года говорится о нескольких ситуациях, когда возможен роспуск парламента. Это отказ в доверии правительству, при выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в ситуации, когда президент предложил кандидатуру премьера. А также на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Во всех случаях решения принимает президент.

Лукашенко: Власть готова предложить народу перемены
Подробнее

Понятие и история

Понятие

Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.

Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:

  • независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
  • полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • независимость России при общении с другими государствами.

По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.

Ст. 3 Конституции РФ

Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:

  1. Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
  2. Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.

Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах

История в современной России

Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.

Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года

После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.

На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.

Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года

Предлагаемые поправки

19 декабря 2019 года Владимир Путин объявил о возможных поправках в Конституцию во время пресс-конференции. В следующем месяце он повторил свое намерение внести поправки в конституцию, выступая перед Федеральным собранием.

Среди заметных изменений — право президента отстранять федеральных судей, снимать с должности верховных судей после утверждения Советом Федерации , право нижней палаты парламента назначать премьер-министра и «верховенство российского права над международным правом ». . Он также увеличил лимит президентских сроков, что позволило Путину в случае переизбрания занимать президентский пост до 2036 года. Предыдущая версия конституции требовала, чтобы он ушел в отставку в 2024 году; этот шаг был назван некоторыми комментаторами «захватом власти». Продление срока полномочий позволяет Путину (и бывшему президенту Медведеву ) баллотироваться еще на два шестилетних президентских срока, что Путин еще не исключил. Критики обвинили его в заговоре, чтобы остаться у власти на всю жизнь, а сторонники приветствовали включение поправки.

Путин приказал создать рабочую группу из 75 человек для работы над подготовкой предложенных поправок.

Поправки предусматривают социальные гарантии для граждан. В поправках впервые в конституции упоминаются: брак — это союз мужчины и женщины, вера в Бога, а также Государственный совет (который увеличивает его роль). Русская национальность будет называться государствообразующей. Будет усилен институт президентства. Слово «последовательный» будет удалено из пункта, который ограничивает срок правления страной «двумя последовательными сроками». Поправки также предусматривают право Конституционного суда блокировать выполнение решений международных организаций на основании неконституционности таких решений (орган имеет это право с 2015 года).

Список

20 января 2020 года президент Владимир Путин внес в Государственную Думу проект поправок , предполагающих, что всего будет изменено 14 статей:

  • Конституция России заменит международное право ;
  • Государственная Дума имеет право утвердить премьер — министра кандидатуру «s ( в настоящее время он дает только согласие на назначение), и он также будет иметь возможность утвердить кандидатов на заместителя премьер — министра и федерального министра; Президент не сможет отказаться от их назначения, но в некоторых случаях сможет отстранить их от должности;
  • срок отбора, требующий от конкурирующих кандидатов на высокопоставленные должности (президент, министры, судьи, главы регионов) не иметь иностранного гражданства или разрешения на проживание в зарубежных странах, или иметь его во время своей работы в офисе или, в любое время до баллотирования на пост Президента;
  • минимальный срок проживания для кандидатов в президенты будет повышен с 10 до 25 лет;
  • Совет Федерации сможет предложить президенту уволить федеральных судей; в некоторых случаях Совет Федерации по предложению Президента будет иметь право снимать с должности судей Конституционного и Верховного судов;
  • руководители правоохранительных органов назначаются Президентом по согласованию с Советом Федерации;
  • минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума;
  • регулярная индексация пенсий;
  • укрепление статуса и роли Госсовета (в настоящее время это только консультативный орган и не прописан в Конституции);
  • предоставление Конституционному суду возможности проверять конституционность законов, принятых Федеральным Собранием Российской Федерации по запросу Президента, до их подписания Президентом;
  • исключение термина «подряд» ( русский : подряд , романизированный :  подряд ) из статьи, регулирующей ограничение президентских сроков , с дисконтом предыдущих и текущих сроков до вступления поправки в силу;
  • определение брака как отношений между одним мужчиной и одной женщиной;
  • закрепить статус русского языка в конституции страны.

Новая волна «коронабесия»

Когда берут пропорции экзитполов и эти пропорции совпадают с итоговыми пропорциями референдума так, как будто молчунам не о чем молчать, это признак недееспособности и неэффективности системы госуправления. Может быть, еще более страшной, чем-то, что мы видели на примере коронабесия. Кстати, врачи, учителя в Москве, по крайней мере, говорят, нас тут предупредили (без указания источника), что с 20 сентября у нас новый этап ужесточения до середины января». А господа полицейские! Они нам уже не товарищи, они тоже (опять-таки это слухи) говорят, что гаечки начнут завинчиваться с 18 июля.

Виды референдумов

Термин референдум охватывает множество различных значений. Референдум может быть обязательным или носить рекомендательный характер. В некоторых странах используются различные названия для этих двух типов референдума.

Референдумы могут быть дополнительно классифицированы в зависимости то того, кто  их инициирует: обязательные референдумы, предусмотренные законом, добровольные референдумы по инициативе законодательного органа или правительства, а также референдумы по инициативе граждан.

С политико-философской точки зрения, референдумы являются выражением прямой демократии. Тем не менее, в современном мире, большинство референдумов следует рассматривать в контексте представительной демократии. Таким образом, они, как правило, используются весьма избирательно, охватывая такие вопросы, как, например, изменения в системе голосования, когда избранные должностные лица не имеют полномочий к реализации таких изменений.

Понятие и статус референдума

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Пример

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Вотум доверия

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал состоявшееся голосование референдумом о доверии Владимиру Путину.

«Однозначно (в Кремле. — RT) считают триумфом (итоги голосования. — RT). По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину», — заявил он журналистам.

С такой точкой зрения согласны и эксперты. Они отметили, что по закону глава государства мог и не проводить общероссийское голосование — для утверждения поправок требовалось только решение парламента.

«Владимир Путин решил спросить мнение людей относительно поправок к Конституции, поскольку это серьёзнейший вопрос исторической важности. Конечно, президент России мог эти изменения в Конституцию внести при помощи существующих инструментов и без голосования

Однако изменения в основном законе влияют на дальнейшую жизнь всего народа, поэтому в этом вопросе крайне важно мнение всего общества», — заключил Асафов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector