Порядок принятия законов в рф: особенности процедуры, стадии разработки, рассмотрение и обсуждение

Содержание:

Понятие законодательного процесса

Определение 1

Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.

Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя. Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.

Найдено научных статей по теме — 15

Значение стадий законодательного процесса

Яценко Ольга Васильевна

В статье рассматриваются стадии законодательного процесса. Анализируются различные подходы российских правоведов к пониманию стадий законодательного процесса.

Понятие законодательного процесса в Российской Федерации

Пискунова Екатерина Александровна

Данная статья подготовлена в рамках работы над диссертационным исследованием на тему: «Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации».

Виды экспертизы законопроектов в законодательном процессе

Радейко Р.

В статье проанализированы современные проблемы осуществления экспертиз законопроектов, определена их значимость на современном этапе развития законотворческой деятельности в Украине, освещено состояние нормативно-правового регулир

Особенности законодательного процесса в Республике Сербия

Половченко Константин Анатольевич

Организация власти в Сербии основывается на разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Носителем законодательной власти является Народная Скупщина Республики Сербия.

Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации

Багаутдинова Айгуль Наилевна

Статья посвящена исследованию отдельных проблем федерального законодательного процесса.

Внесение законопроекта как стадия законодательного процесса

Айтов Павел Борисович

Статья посвящена изучению вопросов процедуры внесения законопроекта в законодательный орган

Автор уделяет внимание моменту начала реализации законодательной инициативы, а также роли заключения Правительства РФ на законопроект.

Законодательное обеспечение избирательного процесса в Украине

Ковальчук Е.Б.

Исследование посвящено вопросам законодательного обеспечения избирательного процесса в Украине, проблемам формирования системы избирательного законодательства Украины, на основании которого проходит избирательный процесс по выбора

Правовое регулирование законодательного процесса в Великобритании

Агеев Станислав Сергеевич

В данной статье рассматривается законодательный процесс в Великобритании с упором на его правовое регулирование.

Административный процесс: от теории к законодательному закреплению

Носенко Лидия Ивановна

Статья посвящена дискуссии по актуальной проблеме совершенствования административного процессуального законодательства в настоящее время.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального
закона Президентом РФ.
Это заключительная стадия законодательного процесса.
Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного
процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для
подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления
федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух
возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых,
в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и
обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.
Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право
вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось
ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное
(относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания
квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное
прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном
порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он
будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию
Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это
сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и
последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в
силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно
законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных
законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное
большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов
от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный
конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой
государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение
президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8
Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их
подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая
публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании
законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если
самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например,
сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994.
№8. Ст. 801.

   **См.: Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская
газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме
постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным
Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений
отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются
большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься
квалифицированным
большинством).                        

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Срок

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов. Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Вертикаль законов в России

Существует четкая вертикаль нормативно-правовых актов в России. Это значит, что одни имеют приоритет над вторыми. Если нижестоящий закон противоречит вышестоящему, то он не имеет юридической силы и не может исполняться. Таким образом, санкции, предусмотренные за его нарушение, считаются незаконными. Вот какая вертикаль нормативных актов действует сегодня:

  • международные обладают наивысшей юридической силой;
  • федеральные не должны нарушать положений ратифицированных международных правовых актов;
  • региональные акты идут за федеральными;
  • местные нормы действуют в рамках конкретно взятого населенного пункта.

Стоит отметить, что также есть Указы и Постановления правительства. Они приравниваются к федеральным законам. Если Конституционный суд издал решение, то оно тоже будет действовать на всей территории страны. То же касается Верховного суда и Высшего Арбитражного. Однако последние два могут издавать решения, приказы и отправлять комментарии только для представителей судебной власти. То есть, их решения будут действовать только для судей.

Принятие резолюции ООН

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Стадии законодательного процесса

  • законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение   законопроекта в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);
  • принятие   закона;
  • санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное   внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104  Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  •  Конституционный Суд РФ
  • Верховный СудРФ,

Порядок принятия закона в РФ

Схема принятия законов в РФ:

  • Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте здесь:);
  • Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
  • Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
  • ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
  • Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
  • Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.

При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324 тут.

Кто разрабатывает проект закона?

Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.

Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:

  • Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
  • Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
  • Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
  • Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.

Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.

О последних изменениях в ФЗ 220 читайте тут:

Когда законодательный акт вступает в силу?

Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.

Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.

Процедура принятия закона в РФ

Схема принятия законов в РФ включает несколько стадий, начиная с составления законопроекта и заканчивая его одобрением.

Основные стадии принятия закона:

1. Законодательная инициатива. Самостоятельно составлять законопроект имеет право:

  • Президент РФ.
  • Депутаты Государственной Думы.
  • Совет Федерации.
  • Правительство РФ.
  • Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суд.

2. Анализ законопроекта в гос думе. Проект рассматривается в три этапа:

  • При первом чтении рассматриваются общие вопросы.
  • При втором анализируются детали и вносятся корректировки и дополнения;
  • При третьем чтении поправки и изменения больше не вносятся. Законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ и Государственной Думой.

3. Одобрение закона Государственной Думой. Для принятия ФЗ, проводится голосование, в процессе которого большинство депутатов должно проголосовать «за». Срочные федеральные конституционные правовые акты одобряются, если за них проголосовали, как минимум, два-три человека. В течение пяти дней принятые законопроекты передаются Совету федерации на рассмотрение.

4. Рассмотрение в Совете федерации. ФЗ принимается, если количество голосов членов совета за его вступление в силу больше половины. Федеральные конституционные законы одобряются, если количество голосов в их пользу превышает 70%. Одобрение или отклонение осуществляется в течение 14 дней.

5. Подписание документов президентом. Рассматриваемый, принятый и одобренный законопроект передается Президенту РФ. Он рассматривается главой государства в течение 14 дней, затем одобряется, либо отклоняется. Отклоненный документ отправляется обратно в Государственную думу для повторного анализа и внесения изменений. Если за документ проголосовали более 66% депутатов, он одобряется без согласия президента. В этом случае президент обязуется подписать законопроект в течение 7 дней.

6. Публикация и вступление в силу принятого законопроекта. Подписанный президентом документ в течение одной недели должен быть опубликован. Вступление в силу закона осуществляется через 10 дней.

Кто разрабатывает законы?

Законы РФ разрабатываются правительством Российской Федерации, после чего отправляются в Государственную думу на рассмотрение. Вместе с ними дополнительно предоставляется следующий список материалов и документов:

  • Финансовый отчет экономической сферы России и предварительный социальный прогноз;
  • Данные об исполнении бюджетного минимума за квартал прошлого года;
  • Документы об оценке наличия денежных средств в федеральных бюджетах в будущем финансовом году;
  • Пояснительная записка, текст которой содержит сведения об изменении положений в Федеральном законе.

Когда закон приобретает юридическую силу?

Принятый законопроект приобретает юридическую силу и начинает действовать в последней редакции со дня одобрения и принятия его Государственной думой. Конституционный закон приобретает юридическую силу в момент его одобрения членами парламента. Сразу после этого он публикуется. Но, обычно, он вступает в силу через несколько дней после его принятия.

Конституционные положения

Конституция отличается основополагающими и учредительными характеристиками от других актовых документов. Она координирует широкую область общественных связей, которые затрагивают действующие интересы членов общества. Закон на правовой основе выполняет функции укрепления экономического строя, определения территориально-национальной структуры, сохранения основных свобод и прав людей.

Конституционные нормы содержат базовые понятия о государственной системе и управлении, устанавливают особую законность и правовой порядок. Основополагающий закон объединяет базовые положения работы госорганов, политических партий, должностных субъектов и физических лиц. Статьи Конституции всегда важнее иных юридических указаний.

В категорию конституционных законов включаются постановления, которые вносят дополнения или изменения в текст Конституции. Сюда входят положения, необходимость которых является предусмотренной в самом основополагающем законе. Законопроекты посвящаются правовым основам федерации, и принятие осуществляется голосованием депутатов.

В конституции предусматривается объективное отраслевое деление:

  • административные законопроекты;
  • семейно-брачные законы;
  • гражданские нормы;
  • уголовные кодексы;
  • трудовые статьи и другие.

Законы федеративных субъектов (республик, областей, краев) устанавливаются в соответствии с определенной компетентностью структурных органов власти и действуют только на территории, где правят указанные формирования.

Право главы страны

Вам будет интересно:Работник обязан возместить работодателю причиненный ему ущерб (ТК РФ)

О том, какой порядок принятия законов в РФ, Путин В. В. четко осведомлен. Когда акт поступает в его резиденцию, он обязан, несмотря на занятость и государственные перипетии, в течение 2 недель принять решение:

  • подписать законодательное утверждение;
  • отклонить завершенные, прошедшие длительный путь, разработки.

Запрещение продвигать закон или наложенное вето сохраняет баланс и служит инструментом управления над действиями двух властных ветвей. К ним принадлежат законодательная и исполнительная структуры. Запрет может быть разным по уровню: абсолютным и относительным.

При окончательном вето парламент теряет свои правомочия для дальнейшего продвижения или рассмотрения законодательного вопроса. У данной структуры нет таких юридических возможностей, чтобы препятствовать руководителю страны. С относительным вето дело обстоит проще: они голосуют, и в зависимости от набранных голосов принимают решение. Есть один нюанс: наш Президент не создал закон, чтобы наделить себя абсолютным вето. Последним человеком в России, который им обладал, являлся император. Возможно, государственному Главе не нужны дополнительные жезлы, поскольку властные органы не рискуют особенно ему перечить. По конституционному законодательству Госдума может, если закон отклонен в предусмотренные сроки, вновь приступить к рассмотрению. Когда его одобрят 2/3 депутатов, документ возвращается к Президенту, он должен его подписать в течение недели, несмотря на свое несогласие.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта. Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

  • Законодательная инициатива представляет собой право, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Оно касается определенных субъектов и предполагает внесение предложений о том, чтобы издать определенные законы (проекты законов) посредством законодательного органа. Право законодательной инициативы ведет к появлению у него обязанности рассматривать предложение и проект закона. При этом право принятия или отклонения принадлежит законодателю. Рассматриваемое право может принадлежать Президенту и Правительству, Совету Федерации и его членам, депутатам Госдумы, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Также им наделяется Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суд РФ в вопросах их ведения.
  • Обсуждение законопроекта, которое начинает госдума, выслушивая доклада представителя субъекта, который вносит проект закона. Этот этап нужен для устранения пробелов, противоречий и неточностей. Если проект закона имеет существенное значение, то его необходимо вынести на всенародное обсуждение.
  • Процесс принятия закона, который может быть достигнут путем голосования (простое большинство и квалифицированное). Эта стадия — главная, она включает 3 подстадии:
    • Госдума принимает закон (федеральный закон может быть принят простым большинством голосов из общего числа депутатов Госдумы, федеральный конституционный закон принимается в случае наличия от 2/3 голосов из общего числа;
    • Совет Федерации одобряет закон (одобрение происходит в случае наличия более 50 % голосов от общего количества членов или в случае, если в течение 2 недель его не рассмотрел Совет Федерации) Статья 108 Конституции РФ гласит, что федеральный конституционный закон можно считать принятым в случае одобрения большинством (от ¾ голосов общего количества участников Совета Федерации);
    • Президент подписывает закон в течение 14 дней и происходит его обнародование;
  • Публикация закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы всегда подлежат официальной публикации, что происходит в течение 7 дней после момента подписания).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Как готовят законопроект?

Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:

  • данные из общественных практик;
  • научные исследования;
  • поступившие предложения от государственных структур;
  • выдвигают проблемы граждан политические партии;
  • предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.

Законопроект подготавливают:

  • по отраслевому принципу;
  • создают коллегиально на специальных комиссиях;
  • принимают альтернативную основу.

Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:

  • принимает и рассматривает;
  • утверждает;
  • обнародует.

Стадия рассмотрения тоже не проходит просто, а в условиях споров, дебатов и голосований.

Кто разрабатывает законопроект

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет;
  2. Социальный прогноз;
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Законодательная инициатива

Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:

  • Президент;

  • Правительство;

  • СФ;

  • отдельные сенаторы;

  • депутаты ГД;

  • территориальные законодательные образования;

  • Конституционный Суд в пределах своей компетенции;

  • Верховный Суд в рамках дел;

  • Высший Арбитражный Суд.

В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение. 

Значит:

  1. Набирается группа исполнителей.

  2. Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.

  3. Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.

  4. Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.

Обычно уже на этом этапе происходит «утечка», и начинается неофициальная экспертиза в обществе. Становится ясна вероятная реакция. Это помогает изначально внести коррективы и прикинуть шансы на утверждение.

Порядок заключительной стадии

Принятый закон должен быть обнародован или доведен до граждан по всем утвержденным пунктам двумя способами: официальным или неофициальным.

Под официальным обнародованием следует понимать поступление акта для публикации в печатные издания. Конституция РФ в статье 15 утверждает, что если закон не был издан в СМИ, с ним не ознакомили население, его нельзя применять на практике. Такой акт не имеет юридической силы, если он связан с правами, свободами, обязанностями граждан. Публикация происходит от имени государственных органов, которые его создали. Подобные действия регламентированы сроками.

Утвержденные акты появляются в официальных изданиях, если они предназначены для подобной литературы. После того как закон разместили на всеобщее обозрение, его ссылки можно использовать, подавая иски, в статьях на правовые темы. Регламентирует порядок оглашения законов всех уровней Федеральный закон № 5.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Под понятием понимается описанная Конституцией поэтапная процедура инициации, обсуждения, возможного одобрения. 

Далее обязательно следуют публикация и начало действия.Второе может происходить как одновременно с первым, так и через некий промежуток. Допусти́м некий тестовый период. 

Когда новация вступает в силу в отдельных субъектах РФ, а после, в случае успешной работы, распространяется на остальную территорию. По такой схеме вводился, например, «Закон о самозанятых».

Главные этапы до утверждения новый акт проходит в парламенте (в России – двухпалатный):

  1. Предложение.

  2. Предварительное обсуждение.

  3. Окончательная дискуссия и одобрение нижней палатой Федерального собрания (Государственная дума — ГД).

  4. Рассмотрение и принятие решение в верхней палате (Совет Федерации — СФ).

  5. Подписание исполнительной властью (Президент РФ) с последующим опубликованием.

Но это если кратко. Каждый этап разбивается на важные составляющие. Расскажем об основных стадиях законотворчества и рассмотрения подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector