Положения закона о мусорной реформе
Содержание:
- Расшифровка КГМ и КГО. Определение по законодательству
- Контейнерные мусорные площадки: нормы обустройства
- Федеральный закон о вывозе мусора с 2020 года
- Как возникла мусорная проблема?
- Льготы и скидки для ИЖС
- Другие важные нововведения реформы
- Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе
- Расскажите о вашем отношении к Реформе
- О региональном операторе и его обязанностях
- Заключение договора с оператором
- Льготы и скидки для ИЖС
- Техника и персонал – современный вывоз мусора многоквартирного дома
- Правила обращения с КГМ
- Покрытие расходов проекта
- Изменилось ли что-то в обращении с мусором?
- Зачем нужна мусорная реформа?
- О необходимости изменения законодательства
- Последние поправки
- Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы
- Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
Расшифровка КГМ и КГО. Определение по законодательству
КГО – это второй по распространению вид мусора после бытового. Не стоит путать его со строительными остатками. К нему относится старая мебель, неработающая бытовая техника, детские спортивные секции и др. Такие предметы не могут быть выброшены в простой контейнер из-за своих габаритов. Для этих целей используется специальный бункер, у которого большой объем и грузоподъемность.
Расшифровка КГМ – мусор крупногабаритный; КГО – крупногабаритные отходы. Большинство из них не опасны и принадлежат к V классу опасности. Законодательство не относит к КГМ отходы капитального строительства или ремонта.
Крупногабаритный мусор, согласно определению по законодательству, включает в себя крупные предметы быта, которые после эксплуатации утратили свои основные характеристики и по размерам превышают 50 см по одной из сторон.
Контейнерные мусорные площадки: нормы обустройства
К мусорным площадкам выдвигается ряд требований. Обязательно асфальтное или бетонное покрытие. Уровень уклона – 0,02%. Должен быть установлен навес, который защищает ТБО от осадков и последующего гниения отходов.
Среди других требований:
- свободный проезд;
- наличие ограждений высотой 1,5 м с 3 сторон;
- достаточный уровень освещенности ночью;
- эстетический вид вокруг (рекомендуется разбивать газоны, проводить озеленение).
Другой аспект – выбор баков-накопителей. Для жилого сектора достаточно контейнера в 0,8-1,1 куб.м., для малых строек – 20 куб.м., для масштабного демонтажа – 27 куб.м. В мегаполисах уже появляются заглубленные или подземные баки объемом – 5 куб.м. Большая часть такого накопителя находится под землей – 1,7 м, надземная часть – меньше 1 м.
Специфика установки баков-накопителей возле многоквартирных домов
Не рекомендуется устанавливать контейнеры со стороны главного входа в подъезд. В порядке исключения допускается временное установление бака (сроком до 24 часов) для сбора строительного мусора.
Запрещается, чтобы между домом и мусорной площадкой находились детские или спортивные площадки, пешеходные зоны. Рядом с местом сбора твердых отходов допустим выгул животных, но хозяева должны строго следить, чтобы питомцы не подбегали к бакам.
Важно! Возле многоэтажек мусор из контейнеров для сбора ТБО должен вывозиться ежедневно в любое время года
Как устанавливают баки в частном секторе
При этом минимальное расположение до ближайших участков – 8-10 м, максимальное – 100 м. Обязательно наличие защитных ограждений. В нормативах предписывается и расстояние от дома до фундамента в сельских поселениях, этот отступ не может превышать 1 м. Баки-накопители запрещено ставить вблизи колодцев, скважин, линий водоснабжения и других коммуникационных сетей.
Минимальная дальность до различных объектов:
- электроподстанции и узлы, распределяющие энергию – 9 м;
- источник питьевой воды – 20-50 м;
- ручей, река – минимум 10 м;
- дорога – 5 м.
Периодичность вывоза мусора в частном секторе: в теплое время года (от +5 и выше) – ежедневно, в холодное время года (от -5 и ниже) допускается опустошение баков 1 раз в 3 дня.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2020 года
Еще в 2020 году Президент России В.В
Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно
В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.
Кроме того, еще в 2020 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2020 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2020 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2020 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2020. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Как возникла мусорная проблема?
Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.
После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.
Льготы и скидки для ИЖС
С момента вступления в силу нового закона (актуальность закона на 2020 год проверяйте на соответствующих сайтах), правила для частников стали немного строже. Теперь оплачивать вывоз отходов обязан каждый, в противном случае, нарушители будут неукоснительно оштрафованы. Однако администрация старается призвать владельцев ИСЖ к соблюдению порядка наиболее лояльными методами и поддерживает тех, кто не пренебрегал оплатой услуг и сортировкой и до реформы.
Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф
Всем владельцам ИЖС может быть предоставляется скидка.
Особое внимание в этом вопросе оказано пенсионерам (ранее была информация по следующим скидкам):
- В возрасте до 70 лет – скидка в размере 30%;
- От 70 до 80 лет – скидка в размере 50%;
- Старше 80 лет – услуга предоставляется бесплатно.
Все льготы по оплате ЖКХ, которые имели ветераны, инвалиды и некоторые другие категории населения и субсидии при превышении порога среднедушевого дохода, остаются и сохраняются, в том числе на тарифы ТКО.
Другие важные нововведения реформы
Появление региональных операторов
С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.
Раздельный сбор мусора
Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.
Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.
Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.
Борьба с несанкционированными свалками
Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.
Проблемы в реализации мусорной реформы
К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы. Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами. Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным. Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны. Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:
- Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
- Переработка – второй.
- Утилизация – третий.
Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт. Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины. Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование. И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.
Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156
Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора
Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях
Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека
Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления
Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора
Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе
Люди, которые проживают в собственном доме в частном секторе или в сельской местности, подразделяются на три категории граждан, получающих услуги по вывозу мусора:
- Собственники индивидуального жилья имеют ТСЖ или управляющую компанию. Договор с региональным оператором заключен ими, соответственно тариф принимает ТСЖ или управляющая компания и она же перечисляет денежные средства оператору;
- Собственник не имеет ТСЖ или УК, но пользуется общей контейнерной площадкой для сбора мусора. В этом случае заключением договора считается оплата счета от регионального оператора. Погасить задолженность можно либо напрямую оператору, либо через посреднические организации. Этот вопрос решается внутри каждого субъекта РФ. В Подмосковье, например, посредником выступает Мосэнергосбыт;
- Человек, проживающий в собственном доме, желает иметь личный контейнер для мусора. В этом случае необходимо заключить индивидуальный договор с региональным оператором, где будут прописаны объем вывозимого мусора и стоимость услуги. Личный контейнер можно приобрести у регионального оператора по себестоимости.
Расскажите о вашем отношении к Реформе
Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).
Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!
Общий балл
1126
293
–
+
1419
Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.
Общий балл
747
273
–
+
1020
Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!
Общий балл
543
162
–
+
705
Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…
Общий балл
-192
302
–
+
110
Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.
Общий балл
-202
426
–
+
224
Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!
Общий балл
-243
338
–
+
95
О региональном операторе и его обязанностях
Количество операторов устанавливается региональными властями. Он может быть одним или же обслуживать территорию будут несколько операторов. Выбираются они на конкурсной основе региональной исполнительной властью. Региональный оператор должен иметь лицензию на данный вид деятельности. В его обязанности входит сбор мусора, его транспортировка, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.
В полномочия органов местного самоуправления входит:
- Создание и содержание контейнерных площадок, если в соответствии с законодательством РФ такая обязанность не возложена на других лиц;
- Разработка схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накоплений.
Обязанность обеспечить места для сбора мусора контейнерами в необходимом количестве, ремонт этих контейнеров и все операции, связанные со сбором и утилизацией мусора возложены на региональных операторов.
Заключение договора с оператором
Договор с региональным оператором является типовым и если собственник частного дома решил заключить индивидуальный договор, то основные условия будут прописаны в дополнительном соглашении.
Можно выделить несколько основных пунктов, которые должны присутствовать в соглашении:
- Сведения о потребителе – физическом лице: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, контактный телефон;
- Сведения о жилом доме (площадь, количество проживающих в нем лиц);
- Наименование предоставляемой коммунальной услуги;
- Требования к качеству предоставляемой услуги;
- Порядок определения объема предоставленной услуги;
- Порядок определения размера платы.
Льготы и скидки для ИЖС
Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф
Как уже говорилось выше, в тарифах для частного сектора и сельской местности уже заложена скидка, т. е. эти тарифы ниже, чем для городских жителей.
Если ваш дом находится в пределах 2 км от полигона ТКО или предприятия, которое перерабатывает их, вам предоставляется скидка в размере 70% от тарифа.
Скидки предусмотрены и для отдельных категорий граждан. Пенсионеры в возрасте до 70 лет получат скидку в 30 %, от 70 до 80 лет получат скидку в 50%, старше 80 лет вообще освобождаются от уплаты тарифа за вывоз мусора.
Техника и персонал – современный вывоз мусора многоквартирного дома
Для обслуживания подъездов используются баки объемом 0,8 и 1,1 кубометра. Одни принимают «посылки» из мусоропровода, в другие отходы складывают вручную. Машины-мусоровозы с манипуляторами автоматически выгружают содержимое баков, но вся остальная работа ложится на плечи персонала.
Для полноценного обслуживания подъездных мусоросборников и контейнерных площадок требуются грузчики, которые быстро подкатывают контейнер к машине, загружают в кузов крупногабаритный хлам, поднимают все, что выпало по дороге или просыпалось мимо бака. Они же участвуют в погрузке снега, грунта, помогают работе спецтехники.
При вывозе бункерами и большими контейнерами (20, 27, 33 м3) грузчики дополняют или полностью заменяют спецтехнику и становятся основным вариантом загрузки. Такие объемы требуются редко, но позволяют за один раз вывезти весь мусор многоквартирного дома, убрать горы снега, листья, спиленные деревья. Внутрь помещается весь хлам, который выносят жильцы обычной девятиэтажки за неделю.
В вы найдете всю необходимую технику, с которой вывозить «мусорный» груз многоквартирного дома и с прилегающей территории удается предельно удобно при любом расположении объекта:
- Газели для вывоза небольших объемов. Помогают жильцам избавиться от лишнего хлама из квартир, строительных отходов, крупногабаритных предметов. При этом возможен вынос мусора из квартиры без захламления участка возле подъезда. Заказывать такую услугу в своей управляющей компании удобнее, чем обращаться в сторонние организации.
- Контейнеровозы. Емкость 8 м3 или контейнеры 20, 27 или 33 кубометра на борту автомобиля помогают собирать корпусную мебель, обломки строительных материалов или разбросанные по территории отходы. Техника подъезжает к точке сбора, рабочие быстро закидывают на борт все лишнее. У подъездов, на контейнерных площадках и на прилегающей территории не копится хлам.
- Самосвалы и мультилифты. Используются для перевозки сыпучих материалов без упаковки. Снег, лишний грунт, гравий, песок, листья – все отходы отправляются одной кучей и легко выгружаются на свалке.
- Погрузочная техника. Обычно для обслуживания многоквартирного дома хватает фронтального погрузчика, которые сгребает грязь, расчищает территорию.
- Ручные инструменты. Даже обладание совершенной техникой не отменяет классических средств сбора – лопат, граблей, веников. Ими удаляют мелкие остатки, очищают площадки, подбирают все, что выпало при погрузке.
Правила обращения с КГМ
Что такое КГО и как с ними обращаться знают специализированные компании. На законодательном уровне предусмотрено, что вывоз крупногабаритного мусора является сферой деятельности региональных операторов, с которыми органы местного самоуправления должны заключить соответствующие договора. Так как этот вид отходов определяется как неопасный, для возможности его вывоза необязательно получать лицензию. Перевозить КГМ может любой предприниматель, если у него есть соответствующий транспорт, или же сам собственник.
Складирование и хранение
Для складирования крупногабаритных отходов используются контейнеры больших размеров, которые устанавливают отдельно от остальных мусорных баков. Они отправляются на места для сортировки, где могут храниться продолжительное время.
Подобные отходы хранятся валом, насыпом или штабелями. Предприятия специального профиля занимаются их вторичной переработкой, а те компоненты, которые невозможно использовать, вывозят на полигоны ТБО.
Учет
Процедура учета регламентируется Постановлением Правительства №505. Учитывать отходы следует на таких стадиях, как сбор, транспортировка и размещение на хранение. Документы оформляет региональный оператор. Отчеты направляются в местные органы управления, с которыми был заключен договор.
В местах хранения, КГМ учитывается путем расчета, нормативным способом и по числу контейнеров. В обязательном порядке должны быть размещены приборы для взвешивания. Если же такое средство контроля не работает на протяжении 30 дней, объем мусора уменьшается в два раза. Соответственно, плата за его хранение и утилизацию также сокращается. Если весы вовсе не установлены, оплата будет осуществляться по числу отходов, которое уменьшается в два раза от емкости кузова.
Вывоз и ЖК РФ
Чтобы осуществлять вывоз КГМ нужно знать, что это такое и что с ним делать. По этой причине перемещением занимаются только специализированные компании. Жилищный кодекс РФ обязывает региональных операторов вывозить только коммунальные отходы, включая и данный вид мусора. Хотя его можно вывозить и без лицензии.
Обратите внимание! КГМ размещается в бункерах-накопителях. В законодательстве не прописаны особые требования к терминам вывоза отходов или к площадкам, предназначенным для их хранения
Все эти условия определяет управляющая организация и региональный оператор. Кроме того, власти могут вносить свои коррективы в рамках законодательства РФ.
Утилизация
После вывоза мусора происходит его сортировка. Работники полигонов и мусороперерабатывающих станций отбирают из него предметы, которые могут пойти на переработку. Это в частности:
- доски;
- стекло;
- черные и цветные металлы;
- пластик;
- ткани;
- драгоценные металлы из бытовой техники.
После окончания сортировки начинается измельчение мусора. Это нужно для:
- уменьшения объема мусора в целях дальнейшей транспортировки;
- подготовки к механизированной сортировки.
Измельчение сокращает объем отходов до 5 раз. Это значительно экономит бюджет для его захоронения.
Остатки древесного происхождения в дальнейшем могут компостироваться.
Это интересно! Измельчение необходимо также для производства вторичного топлива, которое изготавливается из горючего мусора. Перед этим необходимо проведение механической сортировки, во время которой отделяются металлы и камни. Более тщательно отбирать предметы тут не требуется, так как главная задача состоит в том, чтобы уменьшить число негорючих материалов.
Покрытие расходов проекта
Реформа мусора требует до 80 млрд рос.руб. Чуть меньше половины финансируется государством за счет субсидий. Комплексы планируется сооружать региональными операторами при государственной поддержке, иные затраты возмещаются за счет оплаты услуг гражданами.
Сегодня ничего не реализовано. Предпринимателей настораживает регулярное изменение законодательства, которыми то устанавливаются, то отменяются налоговые сборы. Государственный бюджет не в состоянии самостоятельно создать целостный комплекс по переработке. Субъекты Федерации оказались неподготовленными к реформе.
Большую долю расходов возмещают потребители. Это однозначно приведет к увеличению тарифов. Поэтому многие выступают против реформы мусора.
Изменилось ли что-то в обращении с мусором?
Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?
В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.
Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.
Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.
Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.
Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.
Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим1:
Зачем нужна мусорная реформа?
Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.
О необходимости изменения законодательства
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Мнение эксперта
Валерия
Юрист и эксперт сайта мусорная-реформа.рф
Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.
Последние поправки
Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.
Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:
- Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
- Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.
Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона № 89
В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:
-
Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
- Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
- Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
- Внедрять экологические и малоотходные технологии;
- Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
- Следить за состоянием окружающей среды;
- Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
- Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
- Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
- Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
- Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
-
Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
- Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
- Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
- Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
- Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
- Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
- Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.
Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы
Последние новости гласят, что в ходе реализации мусорной реформы возникает немало проблем, решать которые предстоит в 2020-ом году. Это, прежде всего, законодательная и техническая неготовность большинства регионов. Так, закон предусматривает возможность дополнений, но пока они не используются. Во многих субъектах отсутствуют оснащение и оборудование, необходимые для организации процессов рационального обращения с мусором.
Не везде установлены окончательные тарифы, и в 2020-ом году они могут меняться. В некоторых городах реформа пока не реализуется, из-за чего отходы по-прежнему утилизируются не по правилам, и ситуация продолжает усугубляться. Есть и субъекты, в которых организация полигонов не приветствуется населением, так как планируется рядом с жилыми районами или в природоохранных зонах. Многие не соглашаются с чрезмерно завышенными ценами. Кроме того, в сельских местностях услуги становятся ненужными и навязываемыми принудительно, так как жители утилизируют отходы самостоятельно.
В 2019-ом прошло немало митингов и пикетов против введения реформы. Вероятно, протесты продолжатся и в 2020-ом году, если регулирование и регламентирование обращения с бытовыми отходами не усовершенствуются и не изменятся с учётом потребностей россиян.
Мусорная реформа продолжится в 2020-ом году и, вероятно, приведёт к переменам к лучшему. Но для рационального обращения с мусором федеральным и региональным властям придётся приложить немало усилий.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
установление порядка ведения регионального кадастра отходов;
определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;
утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.