Как и в какие сроки можно обжаловать решение антимонопольной службы и как составлять заявление?
Содержание:
- Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
- Порядок обжалования
- Порядок обжалования решения ФАС
- Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС
- Порядок рассмотрения
- Судебная практика
- Результаты обжалования решения ФАС в ФАС
- Как обжаловать предписание ФАС?
- Сроки обжалования решения антимонопольного органа
- Обжалование предупреждения ФАС — заявление
- 3.В заявлении должны быть также указаны:
- Принимаем решение
- 3.В заявлении должны быть также указаны:
- Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
- Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
- Что должна содержать жалоба?
- Порядок внесения в РНП
- Как обжаловать акт антимонопольного органа
- Основания для обращения в ФАС
Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца. В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.
И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.
Порядок обжалования
При досудебном порядке жалоба подаеться в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном в арбитражный суд.
Заявление об оспаривании решения УФАС подается в канцелярию суда (отправлением по почте) либо через электронный сервис «Мой арбитр». Заявление должно содержать все вышеуказанные сведения и сопровождаться необходимыми документами. Если данные требования не соблюдены, то суд оставит заявление без движения и установит срок на устранение нарушений.
В течение 5 дней с даты поступления заявления суд обязан принять заявление и вынести определение о назначении даты заседания или вернуть заявление, оставить без движения.
Заявление рассматривается судом в срок не более 3х календарных месяцев. Но он может быть продлен до 6 месяцев ввиду сложности дела.
УФАС обязан доказать соответствие решения нормам законодательства и факты принятия решения. Заявитель доказывает незаконность принятого решения.
Если в заседание не явились стороны по делу (одна сторона), которые извещены надлежащим образом, суд вправе рассмотреть дело без участия сторон (одной стороны).
После рассмотрения дела суд выносит решение об удовлетворении заявления и признании решения недействительным либо решение об отказе в удовлетворения заявления.
Таким образом, мы видим, что процедура подготовки и подачи заявления об оспаривании решения УФАС сложная, поэтому целесообразно поручить ведение дела представителю с юридическим образованием и имеющему опыт работы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и антимонопольному законодательству.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже
Порядок обжалования решения ФАС
После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.
Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.
Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:
- досудебные слушания, сбор материалов дела;
- рассмотрение судьей жалобы;
- окончательный вердикт;
- выполнение предписаний суда.
Юридические услуги по судебному обжалованию решений ФАС
Решение антимонопольного органа Вы можете также обжаловать в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня принятия решения путем подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа. Если трехмесячный срок для обжалования в суде пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить его и принять заявление к производству.
В заявлении о признании незаконным решения антимонопольного органа кроме фамилии, имени, отчества (наименования юридического лица, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), контактных данных заявителя должны быть указаны:
- наименование органа, принявшего обжалуемое решение;
- название, номер, дата принятия обжалуемого решения;
- права и законные интересы, которые нарушаются обжалуемым решением;
- законы, которым не соответствуют обжалуемое решение;
- требование заявителя о признании решения антимонопольного органа незаконным.
В подтверждение своих доводов к заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа следует приложить документы и материалы либо их копии, а также само обжалуемое решение.
По результатам рассмотрения жалобы/заявления о признании незаконным решения антимонопольного органа руководитель вышестоящего антимонопольного органа/суд принимает одно из следующих решений:
- о признании решения антимонопольного органа незаконным;
- о признании решения антимонопольного органа законными
Порядок рассмотрения
Жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев с момента принятия. Этот срок продлевают еще на месяц, если коллегиальному органу потребуется запросить дополнительную информацию.
В рассмотрении жалобы вправе принимать участие лица, участвовавшие в первоначальном рассмотрении, и представитель управления ФАС, вынесшего тот акт, который обжалуется.
Особенностью ведомственного обжалования является то, что действие выданного первой инстанцией предписания не приостанавливается. Это можно оценивать как пробел в регулировании вопроса ведомственного оспаривания актов.
Решение коллегиальным органом принимается при условии участия в нем не менее половины состава органа.
Судебная практика
ФАС особое внимание обращает на дела по тарифам. «Крымтеплоэлектроцентраль» подала иск по отношению установленных антимонополистами цен на электроэнергию
Предприятие считало, что установленные тарифы снизят ее прибыль. Верховный суд отказал истцу, так как цены были установлены в соответствии с требованиями законодательства.
ООО «Газпром межрегионгаз Белгород» попытался вытеснить из рынка ООО «Газсервис», объявив, что последний продает приборы учета, не соответствующие требованиям по точности измерений. ФАС выдало предписание по нарушению закона о конкуренции путем распространения недостоверной информации о конкуренте. «Газпром межрегионгаз Белгород» оспорил решение в суде, исполнение предписания приостановлено.
Большинство предприятий получает отрицательный вердикт суда по причине подачи иска лицом, не уполномоченным на это действие. Поэтому для составления заявления и подготовки документации желательно привлечь юриста (если нет штатного). Только квалифицированный специалист, знающий антимонопольное законодательство, способен учесть все детали.
В Видео ниже ФАС расскажет, куда обращаться, если вы стали свидетелем необоснованного завышения цен:
Результаты обжалования решения ФАС в ФАС
Итак, после рассмотрения жалобы заявителя в законном порядке могут быть приняты следующие результаты:
- решение ФАС будет признано незаконным;
- доводы заявителя, указанные в жалобе, будут признаны частично справедливыми;
- в удовлетворение жалобы заявителю будет отказано.
Необходима правовая консультация по досудебному порядку обжалования решения ФАС в вышестоящий орган? Эксперты Law & Wise представят ваши интересы в антимонопольном органе. Звоните по телефону +7 (495) 7-222-800, отправьте запрос на электронную почту — info@lwise.pro или напишите нашим специалистам в мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber +7 (903) 7-222-800 чтобы получить консультацию ведущего специалиста нашего юридического бюро.
Как обжаловать предписание ФАС?
Порядок обжалования предписания антимонопольной службы зависит от органа, издавшего такой документ. Решение именно федеральной структуры подлежит обжалованию только в судебном порядке. Однако, чаще всего предписание выносится территориальной структурой. В таком случае обжалование решения может быть произведено следующими способами:
- Административный. Закон позволяет до обращения в суд воспользоваться правом поставить под сомнение решение территориального органа в вышестоящем органе – ФАС РФ. Применение данного способа зависит исключительно от желания самого лица и никак не влияет, и не лишает права дальнейшего судебного обжалования.
В рамках данного способа обжалования необходимо обратить внимание на трехмесячные сроки подачи обращения
Сроки обжалования решения антимонопольного органа
По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.
На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.
Вести суд с антимонопольной службой непросто, но вероятность обжалования ее решения высока. Обратитесь к нашему опытному юристу, который специализируется на таких вопросах. Он знает антимонопольное законодательство, имеет достаточный опыт ведения дел. Сотрудничество ведется в атмосфере взаимопонимания и полного доверия. Только так можно добиться позитивного результата.
Обжалование предупреждения ФАС — заявление
Основания для проведения проверок и вынесения различных санкций учреждением ФАС регламентированы Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в сфере государственных и муниципальных тендеров — Федеральным законом 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом предметом проверки антимонопольного органа могут являться любые действия участников рынка, а также факты, изложенные в обращениях граждан и юридических лиц.
К наиболее распространенным случаям можно отнести:
- действия субъектов предпринимательства, а также государственных учреждений, направленные на неправомерное ограничение конкуренции;
- сговор между участниками рынка с целью регулирования цен или условий реализации товаров, работ и услуг;
- нарушения в сфере закупочной деятельности, а также при исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсных процедур;
- нарушение требований об обязательном раскрытии информации или несоблюдение принципов открытости и прозрачности в сфере конкуренции.
При выявлении данных обстоятельств орган ФАС имеет право проводить плановые и внеплановые проверки, по итогам которых может составляться акт о выявленных нарушениях. В этом случае происходит возбуждение административного дела, могут применяться различные санкции к виновным лицам.
Участникам административного дела предоставлено право на обжалование предупреждения или решения ФАС путем подачи заявления в суд или в вышестоящий антимонопольный орган. Указанное заявление можно подать в срок не позднее трех месяцев со дня принятия оспариваемых решений.
В содержание включаются следующие пункты:
- наименование органа, в который направляется документ;
- данные юрлица или предпринимателя, оспаривающее решение уполномоченного органа;
- основания для подачи — факты нарушения законодательства либо доводы, свидетельствующие о неправомерном привлечении к ответственности;
- требования — отмена неправомерного акта и освобождение от ответственности.
Если по результатам рассмотрения вышестоящая инстанция не отменила решение, возникает право обжалования через арбитражный суд.
3.В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимаем решение
По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.
В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.
>Как обжаловать в суде
Вместе с тем у участника контрактной системы остается право на обжалование в судебной инстанции. В этом случае алгоритм усложняется.
3.В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца. В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.
И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.
Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().
Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().
Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.
Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.
В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.
Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().
***
В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.
Что должна содержать жалоба?
Если посмотреть на образец обжалования решения ФАС, то можно обнаружить, что жалоба должна включать следующие пункты:
информацию об антимонопольном органе, который нарушил законодательство в сфере государственных закупок;
реквизиты документа, который должен быть рассмотрен вышестоящим ФАС;
сведения о заявителе – ФИО (если физлицо), наименование организации (если юрлицо), адреса регистрации, контактную информацию, реквизиты, а также способ для осуществления обратной связи;
аргументы и доказательства заявителя о том, что ФАС нарушили законодательство
Очень важно подкреплять доводы ссылками на законодательные нормы, которые были нарушены должностными лицами;
перечень документов, которые прилагаются к заявлению.. Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
Законодательством предусмотрено несколько способов направления заявления на обжалование решения комиссии ФАС:
- личное предъявление жалобы в антимонопольную службу;
- направление документа на электронную почту ФАС;
- отправка заявления посредством заказного письма через Почту РФ;
- подача заявления через МФЦ или портал Госуслуги.
Заявление на обжалование решений ФАС может быть возвращено заявителю в случае, если оно:
- нечитабельно;
- написано с использованием нецензурных слов;
- содержит угрозы, оскорбления.
Порядок внесения в РНП
Статья 103 44-ФЗ содержит следующие основания включения в исполнителей в РНП:
- уклонение участников (победителей) закупок от заключения контрактов;
- контракт расторгнут по решению суда;
- или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контрактов;
В 223-ФЗ указано лишь два основания для включения в РНП:
- уклонение от заключения договоров;
- расторжение договоров по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора.
Соответственно, если заказчик посчитал, что исполнитель пытается уклониться от заключения контракта или, когда контракт уже подписан, существенно нарушает его условия, это может обернуться включением в РНП.
В случае уклонения от заключения контракта поставщиком, заказчик сначала признаёт заказчика уклонившимся от заключения контракта, а затем в течение 3 дней с даты признания победителя уклонившимся направляет соответствующую информацию в антимонопольные органы. Далее, по общему правилу, у антимонопольных органов (ФАС) есть 5 дней, чтобы проверить полученную информацию. Как только информация подтвердится, ФАС вносит сведения о «недобросовестном» исполнителе в течение 3 дней с даты такого подтверждения.
Практически та же схема действует и в двух других случаях (когда контракт расторгается на основании решения суда или в связи с существенным нарушением условий). Отличие в том, что заказчик направляет сведения о «недобросовестности» исполнителя в течение 3 дней со дня расторжения контракта.
223-ФЗ не содержит норм на этот счёт, но включение в РНП выглядит примерно также, поскольку у заказчиков в рамках 223-ФЗ тоже присутствует обязанность (как и в 44-ФЗ, это именно обязанность, а не право заказчика) направить сведения о «недобросовестном» поставщике в антимонопольную службу для проведения соответствующего контроля и принятия решения о включении или об отказе во включении лица в РНП.
Как бы то ни было, дела о включении в РНП относятся к компетенции ФАС и рассматриваются по правилам Главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – 135-ФЗ).
В случае принятия решения о включении или сведений о лице в РНП в рамках любой из закупок фирму-исполнителя ждут довольно неприятные последствия: покуда фирма будет находиться в списке, она не сможет участвовать в закупках в качестве исполнителя.
Это значит, что лица, которые получали основной доход от выполнения государственных или иных контрактов в рамках закупочной системы, фактически, прекратят своё существование, ведь они не смогут выступать в качестве исполнителей (поставщиков) по любым закупкам в течение двух лет.
Естественно, на решение ФАС о включении или отказе во включении можно повлиять, представив свою позицию, и, кроме того, обжаловать в судебном порядке.
Как обжаловать акт антимонопольного органа
Территориальные подразделения Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за правильностью осуществления закупок и соблюдением законодательства. Но и они порой ошибаются. Существуют два пути, как обжаловать решение ФАС:
- ведомственный — он предполагает обжалование по ведомственной линии, в вышестоящую инстанцию самого антимонопольного органа;
- судебный — через обращения в арбитражный суд по месту вынесения спорного документа.
Эти способы различаются не только по составу лиц, которые рассматривают обращение, но и процессуально.
ВАЖНО!
Обжалование акта регионального антимонопольного органа в ведомственном порядке не исключает возможности обратиться еще и к судебному обжалованию.
Основания для обращения в ФАС
К антимонополистам можно обратиться с жалобой по любому вопросу, так или иначе касающемуся создания препятствий в свободной конкуренции, а именно:
- с жалобой на действия должностных лиц, отказывающих в регистрации товарного знака или торговой марки;
- с жалобой на недобросовестность рекламы;
- с жалобой на навязывание монополистом сопутствующих услуг, например, услуг страхования;
- с жалобой на недобросовестность ценообразования, например, намеренное снижение цен с целью вытеснения с рынка конкурентов;
- с жалобой на нарушения условий конкурсов на получение подряда (так называемые откаты);
- с жалобой на результаты торгов и аукционов;
- с жалобой на отказ заказчика признать результаты тендера;
- с жалобой на сокрытие полностью или частично сведений о проводимых конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.