Утвержден новый порядок формирования земельных участков под многоквартирными домами
Содержание:
- Перераспределение участков земли
- Выдел и раздел
- Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Как могут образовывать участки органы власти
- Особенности представления данных ГКН о многоконтурных наделах земли
- Согласие на образование новых объектов недвижимости
- Как проводятся кадастровые работы
- Особый статус
- Образование ЗУ из земель
- Межевой план
Перераспределение участков земли
И наконец, разберем вопрос перераспределения участков земли. Данный способ формирования новых площадей является заключительным и менее распространенным на практике, чем иные указанные выше методы. Итак, в случае перераспределения нескольких участков земли смежного характера актуально образование ряда другие участков смежного типа
Важно отметить, что существование первых пространств в любом случае прекращается. Перераспределение тех площадок, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, между их владельцами (неважно, физические это лица или юридические) недопустимо
Исключение составляют следующие случаи:
- Перераспределение участков земли в пределах застроенной территории. Как правило, в отношении данного пространства принято решение касательно его развития в соответствии с Градостроительным кодексом, действующим на территории Российской Федерации.
- Формирование новых участков земли для размещения на них объектов, предназначенных для капитального строительства.
Необходимо дополнить, что порядок появления прав на сформированные земельные участки устанавливается гражданским законодательством (а именно главой пятой Земельного кодекса, законодательным актом «О введение в действие земельного кодекса» и законодательным актом «О дачной амнистии»). В зависимости от целевого характера предоставления земельных участков и разновидностей субъектов, которым они предоставлены, установлен соответствующий порядок. Так, выделяют следующие цели:
- Строительство объектов жилого или нежилого типа (дома, офисные здания, помещения производственного назначения).
- Цели, не относящиеся к строительству объектов жилого или нежилого типа.
- Переоформление земельных прав, появившихся до введения Земельного кодекса в действие.
Среди причин возникновения прав на участки земли относительно юридических (организаций) и физических лиц важно выделить наличие актов государственных структур или структур местного самоуправления касательно предоставления участков земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности; договоров, связанных со сделками по земельным участкам; соответствующих судебных решений; документов, определенных законодательным актом «О дачной амнистии». Помимо этого возникновение названных прав может быть актуальным в порядке наследования на законодательной основе или по завещанию
Стоит знать, что перечисленная документация относится к правоустанавливающей.
Право на участок земли появляется, как правило, из целого ряда оснований. Так, после получения правоустанавливающих бумаг необходимо пройти кадастровый государственный учет и реализовать регистрацию соответствующего права. Необходимо знать, что право на владение участком земли возникает сразу же после его государственной регистрации. Свидетельство о данной регистрации – правоустанавливающая бумага.
Выдел и раздел
Главное отличие данных способов заключается в том, что при разделе прежний надел перестает существовать, в то время как при выделе он лишь изменяется.
Раздел вправе реализовывать следующие лица:
- занимающиеся освоением земли согласно условиям договора;
- являющиеся владельцами на основании права общей собственности;
- члены некоммерческой организации, к примеру, садоводческого товарищества;
- муниципалитеты и государственные органы (если это – земельные участки муниципальных образований или принадлежат государству);
- выдел вправе осуществлять только владельцы в отношении долевой собственности, помещения МКД к этому правилу не относятся.
Как раздел, так и выдел является невозможным, если земля либо недвижимые объекты на ней – неделимые. Объясняется это тем, что в результате процедуры землю невозможно использовать в соответствии с целевым назначением. В случае совладения каждый участник вправе прекратить данный порядок и потребовать выделить или разделить причитающуюся долю.
При образовании земельных наделов, оформляемых в совместную собственность, совладельцам нужно сперва решить вопрос с долями, полагающимися каждому, если они хотят прекратить совместное владение. Раздел и выдел выполняется в соответствии с заключенным соглашением между сторонами, а при невозможности такового – решения суда.
Образование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, выполняется в прежних границах. При этом собственник или арендатор вправе подать заявление на утверждение данного надела на плане кадастра. Также предоставляется схема и копии правоустанавливающих документов в случае, если в ЕГРН участок еще не зарегистрирован. Схема утверждается в течение месяца.
Заявители могут сами составлять межевой план образования земельных участков, включая многоконтурные наделы. К таковым относятся схематически сложные участки, созданные из нескольких. Они могут иметь вкрапления, быть разделены, не соприкасаться (к примеру, при разделении дорогой) и так далее. Данному участку присваивается один идентификационный номер. Сделки осуществляются как с одним наделом.
Оба основания, формирующие новые участки, подлежат процедуре регистрации. Они получают кадастровые номера, а владельцы вправе распоряжаться землей по своему усмотрению (но в рамках действующего закона).
Статья 11.3 ЗК РФ. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев. - Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. - В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
- В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки). - В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Как могут образовывать участки органы власти
Органы управления могут образовывать участки. Это происходит в связи с тем, что принимают определенные документы-основания.
- Создана вся проектная документация относительно земельных наделов, которая решит вопросы с межеванием.
- Сформированы документы, что нужны для лесных участков.
- Утвержден проект положения территорий на нужных кадастровых планах.
При этом сам проект межевания необходим для ряда земель. Такими территориями будут:
- наделы, где планируется создавать линейные объекты;
- участки, где находятся многоквартирные дома;
- те земли, что будут предоставлены для освоения комплексного типа;
- территории, выделенные для ведения своего хозяйства какому-либо некоммерческому образованию;
- участки, выданные человеку по договору о том, что он освоит и будет способствовать развитию земли.
Особенности представления данных ГКН о многоконтурных наделах земли
Сведения, содержащиеся в ГКН, могут быть предоставлены любым лицам по запросу. Они могут быть подготовлены в одном из следующих видов:
- Копии официального документа, на основании которого внесены данные в ГКН.
- Кадастровой выписки. В ней содержатся данные о недвижимости. Если объект, о котором запрашиваются сведения, уже не существует, то в этом документе должна содержаться информация о прекращении существования.
- Кадастрового паспорта. Это – выписка из ГКН, в которой имеются данные, требуемые для того, чтобы была осуществлена государственная регистрация земельного участка на то или иное лицо, либо сделка с данным наделом.
- Кадастрового плана. Это тематический план соответствующего квартала или иной территории, указанной в запросе, но в рамках квартала, составленного на картографической базе, и в котором воспроизведена необходимая информация.
- Кадастровой справки. Это свод соответствующих данных о недвижимости, находящейся на территории, указанной в запросе.
Данные, указанные в ГКН, в основном предоставляются в течение десять дней с момента получения запроса. Однако для предоставления кадастровых планов или справок специалистам дается максимальный срок на подготовку, который составляет пятнадцать дней или тридцать дней со дня получения запроса.
Если запрашиваемые данные не могут предоставляться по закону или отсутствуют, заявителю высылается обоснованное решение в течение пяти рабочих дней.
Если в отношении многоконтурного земельного участка оформляется кадастровый паспорт или выписка, то необходимо указать число контуров границ соответствующего надела, а также перечень учетных номеров и площадь каждого из них. Если требуется дополнительная информация, которая содержится в Государственном кадастре недвижимости, то и она может быть предоставлена.
Бывают случаи, когда перечень учетных номеров не помещается в соответствующем разделе. Тогда можно оформить его на другом листе, где список выполняется в виде таблицы с указанием площади земельного надела и возможных примечаний. Этот лист должен быть подписан уполномоченным лицом и иметь печать органа, выдающего документ.
Когда оформляется кадастровый паспорт или соответствующая выписка многоконтурного надела земли, отображается план этого надела в таком масштабе, чтобы была обеспечена читаемость надписей на изображении. Если на одном листе разместить целый участок не получилось, то это делается на нескольких листах, в т. ч. с использованием врезок.
Объем необходимых данных, предоставляемых ГКН, может быть указан заявителем в соответствующем запросе. Если данные необходимы в отношении учтенных землепользований, то в предоставляемом документе участок называют «единым землепользованием».
Наделы, в отношении которых кадастровый учет был выполнен до вступления в силу закона о ГКН (к примеру, земельные участки под ИЖС), называются «ранее учтенными». Данные о них должны содержать сведения, которые имеются в документах, выданных Государственным кадастром недвижимости. Но вне зависимости от того, требуются ли данные о многоконтурном наделе земли или ранее учтенных участках, сведения предоставляются в виде кадастрового паспорта или выписки в отношении недвижимости, право на которую возникает после проведения государственной регистрации. Однако эти же сведения в отношении участка, который входит в состав единого землепользования, не предоставляются.
Согласие на образование новых объектов недвижимости
Оно необходимо в некоторых случаях. Имеет письменную форму. Составляется от имени собственников. Его могут выдавать разные лица: арендаторы, залогодержатели, землепользователи. Если участок находится в собственности местных или региональных органов власти, то их одобрение не является обязательным в силу закона.
Решение суда – основание к разделу. И согласия участников правоотношения не требуется.
Раздел
Существующий участок при разделе не используется в качестве юридической единицы. Вместо него возникают 2 или более новых. Алгоритм разделения зависит от инициативы сторон, категории объекта недвижимости, ее площади и других параметров. В этом процессе новые участки приобретают аналогичный ВРИ и целевое назначение. Исключения могут быть установлены только положениями законов.
Образованным заново объектам присваивается кадастровый номер, так как старый земельный надел теряет прежний идентификатор. И сведения о нем изымаются из ЕГРН.
Некоторые объекты неделимы. Информация об этом содержится в градостроительном плане. Участок не может быть разделен без изменения его назначения.
Объединение
Новый участок создается при соединении нескольких смежных. При этом его самостоятельное существование заканчивается. В случае объединения объектов, принадлежащих разным людям или организациям, у них возникает право общей собственности (долевой). Объект, образованный по итогам объединения, ставится на кадастровый учет.
Перераспределение
Этот процесс включает в себя образование 2 или более новых участков. Старые наделы более не существуют. Правомочия собственности на вновь созданные угодья возникают по договоренности между сторонами – владельцев бывших наделов.
При распределении: ВРИ и целевое назначение участка сохраняют целевое назначение.
Выдел
Если надел находится в режиме общей долевой собственности, то процедура выдела разрешена законом. При ней образуется несколько новых участков. Исходная земля не прекращает правовое существование. Но ее границы меняются. Собственником нового надела выступает лицо, которое подало заявление на процедуру. Режим общей долевой собственности прекращается.
Традиционно, к процедуре прибегают в случаях, когда дольщики спорят между собой на предмет использования общего участка. И при отсутствии договоренности между ними, несогласия с выделом, заявитель может потребовать проведения процедуры на основании решения судебного органа. Но участок может быть неделимым. Ситуация возникает, если выдел доли в натуре невозможен. В этой ситуации, заявитель вправе потребовать компенсационной выплаты стоимости доли. И платить обязаны остальные сособственники.
Операции с землями, имеющими сельхозназначение, имеют особенности. Решение о выделе принимается на общем собрании. На нем собираются участники долевой собственности. Заявитель в случае принятия положительного решения обязан обратиться к кадастровому инженеру. У нового участка появляются границы в соответствии с проектом межевания.
Выделяемая заявителю доля имеет площадь в соответствии с документами на участок. Размер вновь образованного надела будет меньше или больше нормативной площади. Все зависит от физических свойств и других параметров объекта. Спорные вопросы, касающиеся метража выделенного надела, решаются дольщиками исходного участка. Если решение не принимается, то заявитель вправе обратиться за помощью к суду.
Земли государственной или муниципальной собственности не выделяются, так как у исходных участков отсутствует режим, относящийся к общему долевому. Образование земельного надела из участков рассматриваемой формы собственности происходит путем формирования объекта при межевании и постановки его на учет в кадастре.
Как проводятся кадастровые работы
Независимо от того, каким способом образуется земельный участок, в отношении него нужно провести кадастровые работы (ч. 4.1 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности).
Их проводит кадастровый инженер. Поэтому вам нужно обратиться к кадастровому инженеру или в организацию, в которой он работает, и заключить договор подряда.
Заключать с ним трудовой договор или иные гражданско-правовые сделки нельзя, так как это не предусмотрено Законом о кадастровой деятельности. Имейте в виду, что кадастровые работы могут быть выполнены и на основании определения суда.
Вам как юрлицу не требуется заключать договор подряда, если кадастровый инженер – ваш работник по трудовому договору и выполняет кадастровые работы для ваших нужд.
В результате проведения таких работ будет составлен межевой план, в котором будут определены точные границы нового земельного участка ( ч. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации недвижимости).
Особый статус
Согласно законодательным актам некоторым землям присваивается особый статус. Примером таких наделов является земля, расположенная в пределах закрытых административно-территориальных образований. К таким территориям относятся те, которые:
- имеют собственные управляющие органы;
- на них расположены предприятия, имеющие направленность по созданию оружия массового поражения или радиоактивных веществ;
- объекты военного назначения, в которых введен режим гос.тайны.
На основании достигнутого соглашения между местной и федеральной властью допускается:
- предоставление наделов местным жителям с целью использования как содового, хозяйственного или огородного хозяйства;
- введение особого режима.
Также имеются земельные наделы, которые созданы искусственным путем. Зачастую такие объекты создаются в непосредственной близости к водоемам. Относительно участков устанавливается что они могут иметь как изолированный, так и смежный характер по отношению к остальной территории.
Причины создания искусственных ЗУ
Рассматриваемые объекты создаются с целью строения зданий и сооружений, имеющих различное назначение. Инициатива на создание может исходить от:
- органов власти, действующих на федеральном или местном уровне;
- гражданина;
- организации.
Финансирование создания наделов производится из средств бюджетов, вложений лиц, выступивших с инициативой, также применяются деньги, собранные за счет проведения торгов во время аукциона. Предусмотрено несколько этапов создания:
- изначально требуется получить разрешение на проведение работ;
- разрабатывается документация, носящая плановое значение, относительно будущего надела;
- производятся расчеты, подготавливается проект;
- проводятся работы, направленные на создание надела.
Рассматриваемые наделы не могут применяться в целях добычи полезных ископаемых, также за их счет нельзя изменить границы страны или образования.
Образование ЗУ из земель
- Из неразграниченных государственных или муниципальных земель, то есть образуются впервые.
- Из уже существующих. При этом происходит объединение, разделение или перераспределение прежних участков. Существующие участки могут быть частными, государственными или муниципальными.
- Из земель лесного фонда, если они передаются в пользование.
Правила и особенности образования участков регулируются Земельным кодексом (статьями 11.2-11.7), а также федеральными законами № 122-ФЗ от 21 июля 2021 года и № 221-ФЗ от 3 июля 2021 г. В некоторых случаях учитываются Градостроительный кодекс и другие федеральные законы.
Если вы хотите узнать, как в 2021 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Он получает определённые характеристики:
- кадастровый номер;
- адрес;
- координаты поворотных точек (то есть расположение границ);
- площадь;
- категорию;
- и вид разрешённого использования.
Ими участок однозначно определяется и отличается от других. Эти характеристики также определяют, что можно и нельзя делать на нём, размер налога и т. д.
- Участок не должен пересекать границы городов или других населённых пунктов.
- Виды использования, сервитуты и пр. не должны мешать пользованию домов и строений, расположенных на участках.
- Ограничения, наложенные на участки, не должны мешать использовать полученные в соответствии со ВРИ.
- Также расположение и форма участка не должны препятствовать размещению зданий, если видом использования это допускается.
- В каждом регионе существуют минимальные и максимальные допустимые размеры площади для каждой категории. Размеры участка должны находиться в этих пределах при любом способе образования.
Межевой план
После выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка, кадастровый инженер обеспечивает подготовку межевого плана, который передается заказчику кадастровых работ.
Общие положения о межевании земельного участка и составлении межевого плана установлены Федеральным законом Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости».
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении определенных земельных участков устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Если в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в необходимых случаях сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Размер земельного участка характеризуется его площадью.
Площадью земельного участка, определенной с учетом требований, установленных в соответствии в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.