Участие в госзакупках: требования к поставщикам
Содержание:
Как? С чего начать?
Для того чтобы получить свой первый государственный заказ, необходимо в первую очередь, как минимум, быть Индивидуальным Предпринимателем. Если же обычный гражданин (физическое лицо) изъявил желание участвовать в государственных закупках, ему обязательно необходимо обратиться в Налоговые Органы для регистрации себя в качестве ИП.
Во-вторых, индивидуальному предпринимателю, необходимо будет приобрести ЭЦП (электронную цифровую подпись).
Если потенциальный участок тендера является индивидуальным предпринимателем и уже имеет ЭЦП, он может начать поиск своей первой государственной закупки. Для этого ему необходимо зайти на официальный единый сайт государственных закупок http://zakupki.gov.ru/
При желании, можно начать с мониторинга. Для этого, слева страницы, выбираем вкладку «Закупки». Далее, можно нажать на ссылку «расширенный поиск» и в строку поисковика вбить наименование товара или услуги, которой Вы располагаете. При этом система дает возможность выбрать временной период, за который пользователь желает просмотреть результаты закупок.
Внимание! Все государственные закупки (как действующие, так и завершенные) носят абсолютно прозрачную систему! То есть каждый гражданин может совершенно свободно отслеживать хоть каждую государственную закупку. Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки
А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:
Для того чтобы новичку вообще понять, сможет ли он осилить свой первый государственный заказ, ему нужно будет проанализировать схожие, уже состоявшиеся закупки
А именно, обратить особое внимание на следующие моменты:
- техническое задание
- протоколы
- оценить заявленные сроки
- рассмотреть критерий оплаты товара (предоплата или постоплата). И соответственно, подумать, устроит ли такая система в будущем.
Совет: самый первый государственный заказ лучше оформлять на небольшую сумму, чтобы точно быть уверенным в его выполнении. А затем, набравшись опыта, переходить на более дорогостоящие закупки.
Оценив все данные в совокупности, новичок сможет реально оценить свою конкурентоспособность по конкретному направлению.
Внимание! Обязательным условием для участия в государственных закупках для индивидуального предпринимателя является отсутствие задолженности или недоимки по налогам!
Следует максимально ответственно отнестись к требованиям для участников. Например, внимательно прочитать условия закупки и оценить всю конкурсную документацию. Если потенциальный участник посчитает, что не успеет подготовить соответствующие документы, то и подавать заявку не стоит. Так как при несоблюдении условий, индивидуальный предприниматель может попасть в черный список, и на этом его деятельность в сфере государственных закупок закончится, так и не успевши начаться.
Во всей тонкостях закупок индивидуальному предпринимателю не сложно разобраться самостоятельно. Однако же, если у него нет на это времени, сил, возможно, желания (что странно), то всегда можно обратиться к посредникам. Существует огромное количество фирм, готовых помочь в работе с государственными закупками. Фирмы – посредники зарабатывают на том, что, фактически, делают всю работу за ИП или ООО. Прайс таких услуг варьируется от 3000 вплоть до 150000 рублей. Конечно, цена устанавливается пропорционально масштабу работы.
Сколько можно заработать, и для кого подходит
Согласно пункта 4 части 1 статьи 3 ФЗ-44, участвовать в госзакупках могут:
- Юридические лица.
- Любое физическое лицо, а также зарегистрированные индивидуальные предприниматели.
Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, оговорены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе «О самозанятых»). Из него следует, что самозанятые граждане не могут продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей товаров и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору.
То есть это такое же физическое лицо, которое может принимать участие в госзакупках на выполнение работ и оказание услуг.
Сравним условия участия в тендерах для обеих категорий:
Критерии сравнения | Физические лица | Юридические лица и ИП |
Формат участия | Оказание услуг, несложный ремонт, аренда помещений, продажа недвижимости | Поставки различных категорий товаров и услуг |
Предоставление услуг на постоянной основе | Оказывать услуги на постоянной основе запрещено | Нет ограничения на количество поставок товаров одному заказчику |
Кто платит налоги | Налоговым агентом выступает заказчик | Юрлица платят налоги самостоятельно |
Ограничение на участие | Недоступны закупки, где нужна лицензия, закупки для субъектов малого предпринимательства, а также тендеры, где нужен допуск СРО | Нет ограничений на участие. Участвовать не могут только лица, зарегистрированные в оффшорных зонах |
Максимальная сумма закупки | Допускаются к госзакупкам до 1,5 млн. рублей | Ограничения по сумме не установлены |
Помимо федеральных электронных площадок, на которых проводятся госзакупки в электронной форме, существуют и электронные магазины малых закупок. На этих площадках заказчики проводят прямые закупки на суммы до 300-600 тыс. рублей. Соответственно, у участников закупок есть возможность размещать в этих электронных магазинах свои оферты. А заказчики могут заключить прямой договор с участником, у которого будет нужный товар (работа, услуга) по лучшей цене.
Участие в закупках на постоянной основе для физических лиц невыгодно. Кроме вышеперечисленных ограничений, к физлицам применяется налог НДФЛ 13%. Этот налог удерживается заказчиком при оплате по контракту.
На руки физлицо получит сумму, уменьшенную на размер НДФЛ и отчисления в ПФ и ФОМС. Если сравнивать участие физлица и юрлица, то по «упрощенке» предприниматель оплатил 6% от полученной прибыли, а физлицо – 13%, плюс еще отчисления, которые удержались по контракту.
Заказчик услуги выступает налоговым агентом в отношении физических лиц и граждан-нерезидентов РФ (п.2 ч.13 ст. 34 «Об уменьшении суммы платы заказчику физическому лицу…»).
У юрлиц- и ИП-резидентов РФ уменьшение оплаты не производится. Они платят налоги в бюджет самостоятельно.
Для закрепления информации посмотрите видео:
Сколько можно заработать?
Ст. 14.1 УК РФ и ч.1 ст. 171 УК РФ регулируют законность деятельности предпринимателей, а также порядок участия в госзакупках, количество тендеров, в которых может участвовать физлицо или юридическое лицо.
С помощью тендеров закупаются разные категории товаров для самых разных объектов: школ, детских садов, больниц, строящихся дорог.
Для обоснования начальной максимальной цены контракта заказчики могут использовать несколько методов:
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
- Нормативный метод.
- Тарифный метод.
- Проектно-сметный метод.
- Затратный метод.
Самым распространенным является метод сопоставимых рыночных цен.
Участвовать в тендерах можно веерно, то есть подавать заявки сразу в несколько ниш, где не требуется получение лицензии, а суть участия сводится к поставке товаров. В среднем маржинальность колеблется в пределах 15-30%.
Поищите заявки по нужным вам направлениям. Вносите в строку поиска все ключевые слова, которые могут использоваться заказчиками в описании объекта закупки. Так вы поймете, есть ли спрос на ваши товары, работы или услуги.
Ознакомьтесь с информацией, как часто проходят закупки, на какие суммы, кто выигрывает в тендерах. Это поможет вам проанализировать рынок, оценить доходность участия в закупках.
Анализировать рынок можно как по всей территории РФ, так и в конкретном регионе. Начинающие участники тендеров обычно выбирают региональные закупки в силу отсутствия опыта поставок товаров в другие регионы.
Если у вас редкая категория товаров или услуг, шансы заработать на закупках невелики. Нужно рассматривать смежные ниши, которые будут перспективны в плане заработка.
Где проводятся госзакупки?
- «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru
- «ММВБ — Информационные технологии»
Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.
Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.
Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.
Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.
Принцип работы
Итак, что об этом необходимо знать? Как заработать на госзакупках физическому лицу с нуля, чтобы стабильно получать доход от 100 000 до одного миллиона? Для этого одних знаний будет недостаточно. Вам потребуется приложить немало усилий и изрядно потрудиться. Изначально вы должны разобраться во взаимоотношениях между представителями бизнеса и государственными учреждениями. При этом последние должны рассматриваться в качестве потенциальных потребителей или коммерческих организаций, желающих приобрести какие-либо товары или услуги. Но при этом не стоит забывать о том, что выполнение их заказов более масштабно и связано практически со всеми сферами жизни. Это предоставляет предпринимателям практически безграничные возможности. В их услугах нуждаются все государственные компании, работающие в области сельского хозяйства, системы образования, космической сферы, промышленности и многих других.
Но при этом вы должны иметь подробное представление о том, как заработать на госзакупках, поскольку данный вид деятельности довольно проблематичен. К тендерам выдвигаются очень суровые требования, из-за чего выиграть их весьма проблематично. Организаторы аукционов серьезно подходят к выбору подрядчиков и к тому, чтобы они соревновались максимально честно и прозрачно. Чтобы принять участие в тендере, участник должен соответствовать определенным требованиям. При разработке коммерческого предложения основная задача организации заключается в том, чтобы предложить наиболее выгодную цену, условия и сроки выполнения работ. При этом не рекомендуется прибегать к использованию различных хитростей и уловок. Даже если они не будут противоречить действующему законодательству, если их обнаружит комиссия, то это может негативно сказаться на принятии решения.
Этапы электронного аукциона
2.Пройти аккредитацию участников
Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.
Для юридических лиц это:
- выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
- решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.
Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.
3.Обеспечить заявку на участие
Обеспечение заявки – это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде банковской гарантии, а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.
Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:
- заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
- по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
- вторая часть заявки признана несоответствующей;
- с участником был заключен контракт по его заявке.
Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.
4.Подать заявку на участие
Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.
Вторая часть заявки включает в себя:
- ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
- документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот – отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.
5.Участие в электронных торгах
В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:
- Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% — 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
- Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.
6. Подписание контракта с победителем аукциона
Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.
Как проходят торги
Правила, согласно которым проводятся госзакупки, утверждены Приказом министра финансов РК № 648 от 11.12.2015. В документе даны подробные алгоритмы для разных процедур:
- Запрос ценовых предложений.
- Конкурс (в т. ч. с использованием двухэтапных процедур и с предварительным квалификационным отбором).
- Аукцион.
- Закупка из одного источника.
Изначально решение о проведении торгов заказчик принимает на основании утвержденного годового плана. Тендер РК похож на российский: заказчик размещает информацию в ЕИС, участники подают предложения, вносят обеспечения заявок, на основании ценовых и неценовых критериев выбирают победителя, с которым в дальнейшем заключают договор. Но есть и различия.
Так, документацию составляют на русском и казахском языках. В конкурсах и аукционах заказчик должен провести согласование положений документации с потенциальными поставщиками. Заявки всегда подают в электронном виде, а сопоставление ценовых предложений, формирование протоколов происходит автоматически благодаря функционалу ЕИС.
«Инструкции» для новичков государственных закупок
В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:
- Федеральный закон №44 – ФЗ;
- Федеральный закон № 223-ФЗ.
Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.
Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.
Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ
21 декабря 2017 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2018 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:
- открытого конкурса
- конкурса с ограниченным участием
- двухэтапного конкурса
- запроса предложений в электронной форме
- запроса котировок
А с 1 января 2019 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.
Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.
При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно. Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа. То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.
А так же, с 1 января 2019 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе. Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.
С 1 января 2019 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией. Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами. Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.
Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2019 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).
Способ закупки и тактика победы
И при направлении заявки, и при направлении предложения о цене важно помнить о правилах выбора победителя в рамках каждого способа закупки. Хотя правила контрактной системы и требуют, чтобы даже при закупках услуг по обучению их дешевизна была либо основным, либо единственным факторам победы, но тем не менее каждая процедура имеет свои нюансы
Если образовательные услуги закупаются на конкурсе, то значимость критерия цена должна составлять не менее 60% (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085). Однако до 40% значимости заказчик может установить для таких показателей, как качество образования и квалификация подрядчика. В любом случае, и исчерпывающий перечень критериев, и показатели значимости каждого из них необходимо отыскать в конкурсной документации ещё до начала работы над составлением заявки.
Отыскав все критерии, важно понять порядок присвоения баллов по каждому из них. Почти наверняка, баллы будут присваиваться либо в рамках диапазонов, либо по формулам, рекомендованным тем же Постановлением № 1085
В первом случае стоит хотя бы приблизительно просчитать количество баллов, на которые может рассчитывать заявка самого поставщика и заявки вероятных конкурентов. Во втором случае учитывать вероятные параметры предложения конкурента просто необходимо, без них не получится корректно заполнить формулу.
Цель этих подсчётов проста: выяснить, чем кроме цены, поставщик может увеличить шансы своей заявки на победу. Проблема в том, что Закон № 44-ФЗ не требует от заказчика делать нестоимостные критерии измеримыми. Проще говоря, в отличие от развитых коммерческих практик, решение о том, насколько квалифицирован тот или иной поставщик и насколько качественно его предложение, госзаказчик может принимать исключительно на основании внутреннего убеждения.
В таких условиях самым простым и прозрачным кажется соревнование в рамках электронного аукциона. Образовательные услуги, как уже было сказано выше, подразумевают самые минимальные требования к первой части заявки, а потому можно сосредоточиться на самом аукционном торге в режиме реального времени. Лучшая цена на нём является первым и важнейшим шагом к победе.
Наконец, для победы в запросе котировок нужна лишь минимальная цена. При этом ценового соревнования между поставщиками в режиме реального времени не проводится. Необходимо это не только для соблюдения ограниченных сроков проведения процедуры, но и для того, чтобы стимулировать поставщика к единовременному максимальному снижению цены: ведь шанса посмотреть на цену конкурента и только после этого снизиться самому у него уже не будет.
Что еще стоит изучить, прежде чем участвовать в госзакупках?
Если вы решили побороться за заказы государственных компаний, вам пригодится эта информация:
- законы №
и №
; - на Портале госзакупок;
- детальные инструкции для начинающих поставщиков — такие есть на всех площадках для торгов. Например, можно прочитать правила
и посмотреть обучающие ролики; - полезная информация на
— например, раздел, где собраны планы закупок государственных и крупных частных компаний; - возможности факторинга (важный инструмент для госзакупок).
Чтобы изучить все тонкости госзакупок, придется потратить время. Но итогом может стать крупный заказ надежной компании.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели тему Интернет-аукцион, как на нем заработать, его преимущества, что там можно продать и купить.
Источники
- https://kakzarabativat.ru/kak-zarabotat/na-aukcionah/
- https://DohodMaster.ru/zarabotok-na-auktsionah.html
- https://papapomog.com/money-methods/kak-zarabotat-na-goszakupkah
- https://ZarabotayDengi.com/torgi-po-bankrotstvu-kak-zarabotat/
- https://realybiz.ru/krizis/pokupka-kvartir-i-avtomobilej.html
- https://drygoi.ru/torgi/kak-zarabotat-na-torgah-po-bankrotstvu.html
- https://business-ideal.ru/zarabotok-na-onlajn-aukcionax-7-proverennyx-sposobov
- https://web4job.ru/internet-aukcion-kak-na-nem-zarabotat/