Как оформлять закупки для государственных и муниципальных нужд

Способы отбора поставщиков

Порядок заключения контракта отличается от порядка заключения обычного договора, состоящего в акцепте оферты (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Закон о госзакупках (ст. 10) называет несколько способов размещения заказа:

  • путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона);
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика <2>).

<2> Начиная с 1 июля 2009 г. из Закона о госзакупках исключен такой способ, как размещение заказа на товарных биржах.

По общему правилу заказ на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещается на торгах (п. 2 ст. 10 Закона о госзакупках). Причем по товарам, включенным в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее — Перечень), контракт заключается только по результатам аукциона (а не конкурса). Торги в форме аукциона отличаются от торгов в форме конкурса количеством критериев, по которым оценивается предложение участников (потенциальных поставщиков). При участии в аукционе критерий один — цена, победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену (п. 1 ст. 32 Закона о госзакупках) <3>. Если товар можно сравнивать не только по ценам, но и по иным характеристикам (и этот товар не входит в названный выше Перечень), заказчик будет проводить торги в форме конкурса. Победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта, заявке которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках). Критериями оценки заявок участников конкурса наряду с ценой могут быть функциональные (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара, сроки (периоды) поставки товара, срок и объем предоставления гарантий качества товара (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках).

<3> Согласно п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме. Порядок проведения последнего детально прописан в гл. 3.1 Закона о госзакупках, вступающей в силу 1 июля 2009 г. (Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ).

Закон о госзакупках разрешает заказчикам размещать заказ и без проведения торгов, но только в установленных случаях. Так, если стоимость одноименных товаров, необходимых заказчику, не превышает в месяц 500 000 руб., заказчик вправе провести запрос котировок цен товара (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках). Участники представляют заказчику заявки со своими ценами (один участник может подать только одну заявку), победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену. Отличие от аукциона в том, что участники запроса котировок предлагают цену один раз в своей заявке (заказчик сравнивает предложенные варианты), а на аукционе цена уменьшается постепенно, участники в режиме реального времени предлагают все более низкую цену по сравнению с конкурентами.

Если стоимость одноименных товаров, закупаемых в течение квартала, не превышает 100 000 руб., заказчик вправе вообще не проводить никакие специальные процедуры, а разместить заказ на поставку товаров у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках), то есть фактически заключить контракт в общем порядке путем направления и акцепта оферты. Есть и другие случаи, перечисленные в ст. 55 Закона о госзакупках, которые позволяют заказчику заключить госконтракт с единственным поставщиком (например, если торги не состоялись).

Добавим, что обязанность заказчика размещать заказ на поставку товаров, перечисленных в Перечне, только путем проведения аукциона не распространяется на случаи, когда Закон о госзакупках допускает не проводить торги (Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2009 N Д05-1079).

Другой комментарий к статье 529 ГК РФ

1. В соответствии с государственным (муниципальным) контрактом поставщик должен передать товары непосредственно государственному (муниципальному) заказчику либо получателю, указанному в выдаваемой заказчиком на основании контракта отгрузочной разнарядке. В последней ситуации получатель выступает в качестве третьего лица, управомоченного на принятие исполнения (ст. 312 ГК), и не несет обязанностей (а равно ответственности) перед поставщиком (см. коммент. к ст. 531 ГК).

Однако государственным (муниципальным) контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров должна осуществляться поставщиком покупателю, указанному государственным (муниципальным) заказчиком, на основании заключаемого между поставщиком и покупателем договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (п. 1 коммент. ст.).

2. Договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд заключается на основании и во исполнение государственного (муниципального) контракта, поэтому тесно связан с последним и зависим от него (см. абз. 1 ст. 532, абз. 1 п. 3 ст. 533, абз. 2 ст. 534 ГК).

3. Поскольку договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд опосредует отношения по возмездной передаче товаров в собственность другой стороны, указанный договор представляет собой вид купли-продажи и разновидность поставки. Соответственно, положения § 3, а также § 1 гл. 30 ГК применяются к нему в части, не противоречащей правилам § 4 гл. 30 ГК.

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд являются поставщик и покупатель. Поставщиком в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд выступает поставщик по государственному (муниципальному) контракту (см. ст. 525 ГК и коммент. к ней). Покупателем является лицо, указанное государственным (муниципальным) заказчиком в извещении о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 коммент. ст.). В качестве покупателя может выступать любое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

С учетом того, что договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, его существенными условиями должны признаваться условия о предмете и сроке. Кроме того, судебная практика, со ссылкой на ст. 532 ГК (см. коммент. к ней), признает в качестве существенного условие о цене (см. Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2003 г. N КГ-А40/1683-03).

4. Коммент. ст. регламентирует порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Государственный (муниципальный) заказчик в 30-дневный срок со дня подписания государственного (муниципального) контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении (п. 1 коммент. ст.).

Получив извещение о прикреплении, поставщик обязан в следующие 30 дней направить указанному в нем покупателю проект договора поставки (п. 2 коммент. ст.). Данное правило является диспозитивным и может быть изменено государственным (муниципальным) контрактом. Кроме того, возможно представление проекта договора покупателем.

Сторона, получившая проект договора, обязана в 30-дневный срок либо подписать его, либо при наличии разногласий составить протокол разногласий и передать его контрагенту (п. 3 коммент. ст.). Стороны должны принять меры по урегулированию возникших разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной в суд (п. 4 коммент. ст.).

5. Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд является обязательным для поставщика. Обязанность заключить договор возникает у поставщика, во-первых, перед государственным (муниципальным) заказчиком в силу государственного (муниципального) контракта. Данная обязанность выступает в качестве договорной и последствия ее неисполнения могут устанавливаться государственным (муниципальным) контрактом (иное мнение см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 82 (автор главы — И.В. Елисеев)). Во-вторых, указанные в законе (абз. 2 п. 1, п. 5 коммент. ст.) обстоятельства порождают обязанность поставщика заключить договор перед покупателем. Как следствие, при уклонении от заключения договора покупатель праве в судебном порядке требовать понуждения поставщика к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта (п. 5 коммент. ст.).

Покупатель, напротив, не несет перед поставщиком обязанности заключить договор (см. ст. 530 ГК и коммент. к ней), поэтому в случае отказа от заключения в отношении его поставщик не может использовать никаких способов защиты.

Заключение контракта

<5> Эти убытки могут представлять собой разницу между ценой, предложенной победителем торгов, и ценой, по которой заказчик был вынужден закупить товар при отказе победителя от заключения договора (Постановление ФАС ЗСО от 11.10.2007 N Ф04-7230/2007(39299-А45-17)).

Сведения об участниках размещения заказа, признанных уклонившимися от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках) и содержатся в нем в течение двух лет. Поскольку заказчик вправе установить требование к участникам торгов об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (пп. 2 п. 2 ст. 11 Закона о госзакупках), участник размещения заказа должен сознавать возможность неблагоприятных последствий в случае, если он будет признан победителем и уклонится от заключения контракта в дальнейшем.

Проект контракта разрабатывает заказчик. Когда заказ размещается путем проведения торгов, он прикладывается к конкурсной документации и к документации об аукционе (п. 5 ст. 22, п. 5 ст. 34 Закона о госзакупках). Участнику запроса котировок, предложившему лучшую цену, проект контракта направляется на подписание (п. 4 ст. 47 Закона о госзакупках). При этом в контракт в обязательном порядке включаются и не подлежат изменению (ни по согласованию сторон, ни в одностороннем порядке) условия, указанные в извещении о проведении торгов и документации о проведении торгов, в извещении о проведении запроса котировок, а также в заявках участников, признанных победителями (п. 5 ст. 9, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 38, п. 8 ст. 47 Закона о госзакупках).

Вместе с тем согласно ст. 528 ГК РФ поставщик, получивший проект контракта, вправе подписать его с составлением протокола разногласий. Заказчик должен рассмотреть этот договор и принять по нему решение — согласовать разногласия или отклонить их. В силу специального регулирования Законом о госзакупках порядка заключения контракта общие нормы, приведенные в ст. 528 ГК РФ, применяются только в отношении условий, которые стороны вправе изменять, а также в случае заключения контракта с единственным поставщиком. Поставщик, которому предложено заключить контракт, не вправе включать в протокол разногласий обязательные условия. Если по этой причине контракт не подписан в срок, установленный в соответствии с Законом о госзакупках, поставщик будет признан уклонившимся от заключения контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков (Постановления ФАС СКО от 16.01.2009 N Ф08-8265/2008, ФАС ВВО от 13.10.2008 N А17-1585/2008).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector