Закон «о недрах»

Последние изменения

Закон РФ о недрах в последней действующей редакции был принять Госдумой 22 июня 2020 года, и одобрен Советом Федерации 29 июня этого же года.

Он включает в себя следующие поправки:

  • В ст. 1 к недрам федерального назначения теперь относятся также:Содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля… и др., начиная с 1 января 2006 года;
  • Кроме того, часть первую статьи 3 дополнили пунктом о попутных полезных ископаемых: «Установление критериев отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (полезные ископаемые, извлекаемые из недр вместе с полезным ископаемым)»;
  • Изменения претерпели и многие другие статьи закона;

Выдержки из Закона РФ «О недрах» в последней действующей редакции

Большинство обывателей знают только основные пункты и положения закона, а вот то, о чем в целом он говорит и какие конкретно моменты рассматривает, для многих остается тайной. Поговорим об этом более подробно.

Текст закона более подробно рассматривает следующие пункты:

  • Рассматривается вопрос о необходимости правового регулирования в сфере использования и изучения недр, а также их добычи;
  • Регулируются отношения недропользования гражданином и государства, как собственника недр;
  • Выделяются понятия государственных недр федерального, резервного и местного значения;
  • Описываются основные виды использования и основания для возникновения прав на использование и добычу;
  • В полном объеме рассматривается получение, применение и содержание лицензии на использование земли, с учетом сроков пользования;
  • Детально описывает условия и способы проведения конкурентных способов закупки – аукционов и конкурсов, котировок;
  • Перечисляет антимонопольные условия, выполнять которые следует, пользуясь недрами
  • Характеризует добычу ископаемых и ее нюансы;
  • Описывает условия досрочного или обычного прекращения пользования недрами;
  • Характеризует рациональную добычу и использование земли отвечает на вопрос, в чем она заключается;
  • Описывает требования безопасности при работе;
  • Рассказывает о том, как ведется государственный учет и в чем он заключается;
  • Описывает условия открытия новых месторождений ископаемых, а также степень награждения за его выявление;
  • Делит платежи за использование недрами в подгруппы;
  • Говорит об ответственности за нанесение вреда при пользовании недрами, а также поясняет принципы мирового сотрудничества в данной сфере.

Комментарии к закону «О недрах»

Комментарии к закону под номером №2395-1 об использовании недр утверждаются с учетом поправок и изменений, включая Федеральные законы, а именно под номером 118 от 21.02.1992, с номером 120 от 18.07.2008, а также с номером 160 от 23.07.2008.

  • К статье под номером один теперь относятся: месторождения урана, никеля;
  • Первая часть статьи 3 дополнена новым пунктом, касающимся попутных ископаемых;
  • Изменения коснулись и других статей в законе.

Закон о недрах обратил особое внимание на нарушения законодательства и ответственность за эти нарушения. В новой редакции федерального закона можно встретить следующие виды наказания:

  • Уголовное наказание;
  • Возмещение ущерба;
  • Административное наказание.

Конкретный вид наказания применяется в зависимости от тяжести преступления. Лишение свободны на 12 лет является самым тяжелым наказанием при нарушении данного закона в Российской Федерации. Степень наказания и метод определяются индивидуально в конкретном случае. Законодательство предусмотрело серьезное наказание для лиц, которые самовольно добывают, либо используют недра. Основные линии направленности при определении наказания:

  • Если лицо не знает закона, как основных его положений, так и второстепенных, это не освобождает его от ответственности;
  • Даже при применении наказания виновный должен возместить ущерб, нанесенный его действиями.

Все возникшие споры решаются переговорами сторон, органами власти, судом или арбитражным судом

Важно понять, что без закона невозможно рациональное использование недр

Изменения коснулись разных статей. Комментарии к статье 19 федерального закона говорят о необходимости согласования с органами власти строительства сооружений под землей, добычи ископаемых, обустройства скважины или колодца. Нередко региональные и другие органы власти выходят за рамки полномочий и заставляют получать лицензию собственников земли, которые не обязаны получать разрешение. Очень часто дело доходит до суда.

Похожие

  • Что такое ювенальная юстиция и почему с ней борются родители
  • Применение национального режима при осуществлении государственных закупок по 44-ФЗ
  • Куда жаловаться, если нет отопления в квартире?
  • Какую помощь государство оказывает многодетным семьям в 2020 году
  • Как происходит лишение родительских прав?
  • Всё об организации полного товарищества
  • Сколько получает мать одиночка ежемесячно в 2020 году
  • Виды и формы предпринимательской деятельности
  • Оплата карантина из-за коронавируса. На что могут рассчитывать работники в период самоизоляции
  • Как оплатить ЖКХ через Госуслуги

Получение лицензии на пользование недрами

Согласно изменениям статьи 19 ФЗ «О недрах», добыча вод должна производиться по лицензии, за исключением некоторых случаев, оговоренных в законе. В новой трактовке ст 19 данного закона четко указаны все моменты, по которым лицензия не требуется. Ранее такое разграничение было несколько размытым. Но последняя редакция о правилах недропользования прояснила данный момент.

Так, собственники земельных участков, пользователи и арендаторы имеют право осуществлять свою деятельность строго в отведенных рамках без проведения взрывных работ и добычи, найденных в процессе эксплуатации полезных ископаемых для своих нужд без внесения их в государственный реестр согласно ФЗ. Участки недр местного значения должны быть зарегистрированы в соответствующих органах исполнительной власти. Этого требует законодательство.

Объем извлекаемых вод не должен превышать 100 м 3 за сутки, если только это не сети водоснабжения. Строительство коммуникационных и других сооружения до 5 метров осуществляется в порядке, прописанном в законе РФ и нормативно правовых актов субъектов государства. Полезные ископаемые и воды, расположенные в границах участка и используемые владельцами или арендаторами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не могут являться предметом сделок по передаче прав собственности. Это определяет федеральный закон.

Использование подземных вод без получения лицензии разрешено только из водоносных горизонтов. Таким образом, пользоваться скважиной без лицензии имеют право только физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью по продаже или сдаче в аренду данных ресурсов. При этом скважина или колодец не должны мешать функционированию систем централизованного водоснабжения. Лицензия на участки недр местного значения выдается на местах согласно соответствующим статьям о недропользование, отраженным в ФЗ.

Последние изменения

Редакция закона о недрах от 29 декабря 2014 года внесла некоторые коррективы и поправки относительно использования скважин водозаборного типа, была приведена пошаговая инструкция по добыче подземных вод. Изменения произошли в статье 19, они коснулись прав собственника на осуществление добычи вод без лицензии. В статье говорится, что подземные воды могут добываться без лицензии, если они идут на личные нужды и не связаны с предпринимательской деятельностью. Общий объем потребления должен составлять не более 100 кубических метров в сутки. Добывать воду можно только из тех горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

В статье 10 Закона говорится, что радикальные отходы, относящиеся к 1-5 классу опасности, могут быть захоронены только в глубоких горизонтах для их локализации. С 1995 года и по 2018 год Закон «О недрах» претерпел изменения 57 раз. Все изменения носили характер поправок, а также корректировок. Целые пункты и статьи были отменены, разделы дополнились новой информацией, а устаревшие термины пропали.

Очередное изменение закона вступило в силу 3 июля 2018 года, оно было внесено в Федеральный закон под номером 279. Количество разделов было уменьшено, а число статей осталось прежним. Вышеупомянутый закон применяется в разных сферах деятельности при:

  • Вырубке леса в личных целях, а также в промышленных масштабах;
  • Строительстве шахт;
  • Сборе коллекций минералов, а также камней;
  • Изучении недр с геологической целью.

Поправки касаются и других статей, ознакомиться с ними вы можете, скачав нижеприведенный документ.

При возникновении споров

При возникновении тех или иных споров по вопросам пользования недрами, они могут решаться следующими методами:

  • Переговоры сторон;
  • Органами гос. власти;
  • Судом;
  • Арбитражным судом.

Имущественные споры, при достижении соглашения сторон, могут быть переданы на рассмотрение третейскому суду. А споры по условиям раздела пользования ресурсами решаются в соответствии с заключенными соглашениями сторон.

Исходя из всего вышесказанного, в завершении можно сделать вывод: закон «О недрах» — та часть политической и конституционной политики страны, без которой невозможно рациональное и умеренное использование недр России, а также полноценное обеспечение их сохранности и восстановления.

Вместе с тем, закон все же нуждается в последующих доработках и очередных изменениях, корректирующих его положения или вовсе вводящих новые понятия, и этому есть несколько причин:

  • При изменениях других, связанных нормативно-правовых актах требуется изменять и положения настоящего закона;
  • С течением времени недр становится все меньше, а значит, что контроль над их рациональным использованием должен становится строже;
  • Меняются условия социального и финансового состояния страны и эти изменения естественным образом создают необходимость внесения периодических изменений во все законы и нормативные акты РФ и так далее.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется в следующих случаях:

  1. Если полезные ископаемые добыты из недр, расположенных на территории РФ, если участок передан в пользование лицу как требует законодательство.
  2. Если природные ресурсы будут извлекаться из переработанных отходов добывающих компаний, при условии получения лицензии на данную деятельность как предписывает федеральный закон.
  3. Когда полезные ископаемые добыты за пределами территории РФ на территории, находящейся под юрисдикцией нашего государства. Базой для начисления налогов на данное недропользование является стоимость полезных ископаемых добытых из недр. Об этом говорит новая редакция закона о недропользовании.

Исключением является нефть, природный газ и уголь, где налог начисляется по количеству добытых ресурсов. Эти ресурсы законодательство выделяет особо.

Метод налогообложения должен быть отражен в учетной политике налогоплательщика в течение осуществления им деятельности по добыче полезных ископаемых. Законодательство предписывает не изменять этот пункт пока ведется данная деятельность. База, по которой начисляется налог, формируется по каждому виду ресурсов отдельно. Оценка стоимости добытых налогоплательщиком ископаемых определяется им самостоятельно. Существуют также льготы на налог. Это нулевые ставки, понижающие коэффициенты и специальные вычеты. Случаи их использования описаны в ст. 336 Налогового закона РФ. Об этом же говорит новая редакция документа о недропользование.

Федеральный закон о недропользовании призван регулировать отношения в области разведки, разработки и эксплуатации природных недр и охраны окружающей среды. В нем содержатся правовые и экономические аспекты рационального использования государственных недр, а также обеспечения защиты интересов государства и всех граждан РФ.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Часть шестая утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Ключевые моменты

Закон содержит в себе как основные, ключевые моменты, так и второстепенные, которые регулируют либо незначительные аспекты правоотношений, либо же те моменты, которые на практике встречаются довольно редко.

Ключевыми моментами являются:

  • Правовое регулирование;
  • Указание собственности;
  • Полномочия органов власти в сфере регулирования правоотношений при использовании;
  • Условия пользования недрами в РФ;
  • Порядок проведения аукционов на пользование;
  • Регулирование рационального использования;
  • Охрана недр и ее реализация в РФ;
  • Плата при использовании недр и ее особенности
  • Ответственность за нарушение закона «О недрах» и другое.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector