Обучение ребёнка своими силами: 5 подводных камней

Содержание:

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Образовательная карта

Это инструмент систематизации учебного процесса, полезный любому ребенку, будь то воспитаннику подготовительной группы детского сада, младшекласснику или без пяти минут обладателю школьного аттестата.

Родители, чьи дети получают образование в форме семейного обучения, примерно представляют, о чем идет речь. Для них в начале учебного года школа составляет индивидуальный учебный план (его еще называют ИУП). В индивидуальном плане обозначена цель (конкретные знания), задачи, которые необходимо выполнить для ее достижения (промежуточные аттестации), и средства (перечень учебников, методических пособий и других источников информации).

Образовательная карта работает так же с тем лишь отличием, что, кроме всего прочего, помогает понять склонности ребенка, каких знаний ему недостает в настоящий момент, а какие предметы даются настолько хорошо, что могут осваиваться углубленно (но об этом — чуть ниже). Составление образовательной карты — процесс, конечно, не двухминутный, но весьма увлекательный. Вы легко освоите его за пару-тройку вечеров. В качестве бонуса — проведенное совместно с ребенком время, в течение которого ни вы, ни он не будете отвлекаться на посторонние дела.

Как перевести ребёнка на семейное обучение

  1. Обратиться в школу, в которой учился ребёнок, и написать заявление об отчислении из школы в связи с переводом на обучение в форме семейного образования. Нужно будет закрыть библиотечные долги, если есть, и забрать у секретаря личные дела. Если ребёнок только поступает в первый класс, то заявление писать не нужно.

Срок прохождения такого квеста может быть неделю или больше — это зависит от сроков приёма специалистов департамента или управления образования, приёмных часов директоров школ, откуда будете забирать документы и куда будете прикрепляться для аттестации.

На самом деле семейное обучение — не новомодный тренд. Говорить о нём стали в последнее время больше, это так. Но вспомним, что семейное образование было основной формой обучения до появления общеизвестных школ. А с 2012 года принятый закон об образовании дал право родителям использовать семейную форму обучения. 

Как у нас учатся

У нас работают четыре класса начальной школы: с первого по четвертый. Из предметов — русский язык, литература, математика, окружающий мир и творчество. Мы не связаны ограничениями, которые навязывает министерство образования, и можем использовать любые учебники и программы без оглядки на ФГОС — выбираем вместе с преподавателями лучшие. Правила, что урок длится 45 минут, у нас тоже нет — учитель ориентируется на детей и делает перерыв, если кто-то устал и мешает заниматься остальным. Еще мы знаем, что самый эффективный для обучения — первый час. На начало дня обычно ставим самые сложные предметы и темы.

Сильные стороны нашего формата — качественное обучение и дозированное общение. Когда ребенку семь лет, он не может полноценно общаться с 30 людьми пять дней в неделю по восемь часов. Поэтому в огромных классах дети начинают плохо себя вести: орать, бегать, бить друг друга. У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.

Как мы стали хоумскулерами

В кружках мы видели, как наша дочь занимается и общается с другими детьми, и знали, что в шесть лет она могла выдержать максимум час. Дольше — теряла фокус внимания, становилась капризной. Было понятно, что она не сможет учиться пять дней в неделю, ходить в продленку и еще учиться дома. К тому же после всего этого у нее просто не будет ни сил, ни времени на кружки и секции — значит, от них придется отказаться. Кроме того, нас не устраивала так называемая подготовка к школе — огромная индустрия платных услуг. Мы с другими родителями из нашей группы пообщались и решили, что найдем педагога, который подготовит детей к первому классу. Мы договорились с администрацией музыкальной школы, что нам дадут помещение. Администрация оформила это как еще один кружок и наняла учителя, которого мы же и пригласили.

6 онлайн-школ для семейного дистанционного обучения в России .

Сайты этих школ красивые и понятные, есть возможность обратной связи (отвечают на вопросы достаточно оперативно):

  1. Школа семейного образования —  даёт как дошкольное, так и школьное (с 1 по 11 классы) образование. Все официально, можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний.
  2. Онлайн-школа № 1 — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний, в зависимости от потребности и от финансовых возможностей.
  3. Домашняя школа InternetUrok — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний, возможность прикрепления для прохождения аттестаций как к самой онлайн-школе, так и к школам-партнерам по регионам России. Также есть возможность пройти занятия в школе в течение одной недели бесплатно. Согласитесь — это очень удобно, не приобретать «кота в мешке».
  4. Цифровая онлайн школа «БИТ» — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний.
  5. Домашняя школа дистанционного обучения «Онлайн-школа РШДО» — дает школьное образование с 1 по 11 классы. Можно получить аттестат государственного образца. Есть несколько форм получения знаний. На сайте даются примеры видеоуроков. Раздел «Часто задаваемые вопросы» почему-то неактивен, но есть чат, где можно задать вопросы.
  6. Онлайн-школа Фоксфорд — школьное образование с 5 по 11 классы. Образования с 1 по 4 классы нет. Можно получить аттестат государственного образца. Есть возможность попробовать учиться бесплатно. В зависимости от цели учебы цена занятий и их количество, цена будут разные. Сайт красивый и удобный. Фоксфорд проводит олимпиады для детей 3-11 классов. Также школа организует (и не только) детские лагеря,  есть возможность общения с  преподавателями не только онлайн. Учителя — преподаватели известнейших московских ВУЗов.

Как семейное обучение меня изменило

Я 20 лет просидел в офисе и не хочу такой судьбы для своего ребенка. Я понимаю, что не всегда делал полезные для общества и здоровья вещи: например, рекламировал вредные продукты питания, о чем сожалею. Сейчас я чувствую, что занимаюсь полезным делом: помогаю людям получить образование. В школе я был отличником, учиться меня мотивировала похвала родителей и учителей. На работе я стал искать такого же поощрения у своего босса. Несмотря на то что этот человек орал на меня матом, я проработал с ним десять лет. Так случилось именно потому, что меня выдрессировали: нужно искать похвалу. Когда я это понял, ушел на фриланс.

Дети должны быть свободны в своем выборе — чтобы они смогли понять, чего они хотят. Огромное количество выпускников школ не могут ответить, чем они хотят заниматься и в каком вузе хотят учиться. Это происходит, потому что их родители и учителя напрочь игнорировали их интересы и все время диктовали: ты должен делать это, это для тебя лучше. У таких детей нет ярко выраженных интересов, потому что они все детство делали то, что им велят. Я хочу, чтобы моя дочь имела возможность принимать решения самостоятельно — а для этого нужно, чтобы над ней не довлели авторитеты. Я хочу, чтобы она занималась любимым делом.

Принципиальные различия форм домашнего обучения

Главным отличием домашнего, заочного и семейного обучения считается уровень ответственности за полученные знания. Составление расписаний занятий различных видов обучения имеет отличия. Домашнее обучение не возможно применить без наличия медицинских показаний.

Невозможно однозначно сказать, что обучение на дому лучше традиционного образования. В одних случаях ученики, обучающиеся дома, опережают своих сверстников и гораздо быстрее усваивают новый материал. В других случаях родители не способны обеспечить полноценное изучение школьной программы.

Стоит учитывать, что обучение дома лишает взрослеющие личности возможности полноценно общаться со сверстниками. Чтобы избежать проблем с социализацией, стоит организовывать свободное от обучения время так, чтобы регулярно была возможность общаться с другими детьми.

При индивидуальном обучении дети менее подготовлены к самостоятельной жизни и возможным трудностям. Им может быть очень трудно сдать экзамены. Это объясняется тем, что они проводятся одновременно с остальными учениками под наблюдением комиссии.

Основные отличия домашнего обучения от семейного или заочного следующие:

  • Для домашнего обучения требуется наличие медицинских показаний. Для перевода на заочное или семейное обучение будет достаточно желания родителей.
  • Домашнее обучение финансируется государством, заочное — не всегда, а семейное — непосредственно родителями.
  • Учащийся, находящийся на домашнем или заочном обучении изучает ту же предметы, что и его сверстники в школе. При семейном обучении родители составляют программу самостоятельно. Они могут по своему желанию включать в план обучения те или иные предметы, сделав основной акцент на тех, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.

Кроме того отличие семейного обучения от надомного в том, что в первом случае ребенка переводят в другой класс после сдачи аттестации по всем предметам, а во втором — по текущим оценкам.

Чтобы было проще разобраться в отличиях данных видов обучения, предлагаем рассмотреть данную таблицу:

Отличия Надомное Дистанционное Семейное
Является самостоятельной формой обучения нет нет да
Ребенок находится в контингенте школы да да нет
Доступно всем желающим нет только при поддержке школы ДОД да
Можно учиться по своему расписанию нет нет да
Можно сдавать аттестации экстерном нет нет да
За обучение платит государство да не всегда только в некоторых регионах

Стоит помнить, что при выборе формы обучения стоит отталкиваться от его потребностей и имеющихся возможностей.

Как все пошло не по плану

У меня были большие вопросы к нашей учительнице. Сын начал рвать прописи, зарисовывать тетради, а учительница просто жаловалась: он ничего не делает. Как-то я заглянула в класс и увидела, что он сидел, положив ноги на парту. Учитель должен установить правила и выстроить границы, а ребенок может попробовать их нарушить — и это нормально. Ну вот Захар попробовал — и учитель дал понять, что сидеть с ногами на парте можно. Подобным образом вели себя все дети — ходили по классу, разговаривали, не было никакой дисциплины. Учительница стала жаловаться, что ей тяжело преподавать, когда в классе десять человек. А как же она в школе преподавала, где их 30, — садилась и плакала?

Дистанционное или заочное

При заочной форме ученик включен в список учащихся школы, однако не посещает ее ежедневно. За уровень полученных знаний также несет ответственность администрация школы. Учителя дают материалы для изучения и проводят консультации. От школьника требуется сдача контрольных и других работ согласно школьному учебному плану.

Ученика можно перевести на заочную форму, написав заявление установленного образца

Важно, чтобы нормативная документация школы не запрещала заочную форму учебы школьников. После этого издается приказ об изменении формы с дневной на заочную

Обучающиеся на заочной форме, обычно не ходят на уроки. Чтобы получить необходимые знания, они ходят к репетиторам или занимаются в онлайн-режиме.

Кому идеально подойдет заочная форма

Заочная школа имеет свои преимущества. Однако для перехода на нее нужны веские причины. Чаще всего на заочную форму переходят:

  • Имеющие болезни, из-за которых они не могут полноценно посещать все уроки. Например, ученики, которые имеют проблемы опорно-двигательного аппарата либо передвигаются только с помощью инвалидной коляски.
  • Ученики, которые занимаются музыкой, спортом или чем-то другим на профессиональном уровне. График репетиций или тренировок часто не позволяет им посещать учебные заведения в обычном режиме. Родители могут не обращать внимания на низкий уровень знаний и плохие оценки или перевести на заочное обучение.
  • Ученики, чьи родители регулярно переезжают из-за особенностей своей работы. Постоянная смена школ обычно плохо сказывается на качестве знаний. В новом классе школьнику потребуется время на адаптацию и поиск своего места в уже сформировавшемся коллективе. Очевидно, что в таком случае получение знаний будет далеко не на первом месте. Заочная школа позволяет избежать данных проблем.
  • Существенно опережающие своих одноклассников в уровне развития. Они быстро схватывают новый материал и с легкостью выполняют все задания. Из-за этого им становится скучно на уроках и постепенно теряется интерес к учебе. Они могут себя плохо вести, мешая остальным. Иногда таких учеников переводят в класс на год старше. При этом необходимо быть уверенным, что такое решение не нанесет вред психике. Не всегда старшие радостно принимают младшего. Это может привести к возникновению проблем с социализацией, которая очень важна в раннем и подростковом возрасте.

В редких ситуациях родители не хотят отдавать детей в школу по своим идеологическим или религиозным убеждениям.

Выбрать “заочку” можно в любом возрасте. При желании разрешается вернуться к обычным стандартам.

Кому не рекомендуется переходить на заочную форму

Не все смогут получать качественные знания на заочной форме. Не подойдет этот вариант:

  • не способным учиться без постороннего контроля;
  • если родители не способны самостоятельно организовать учебный процесс.

Взгляд в будущее: что произойдёт?

Подобно тому, как вальдорфские школы открываются по запросу родительского сообщества, в России появятся маленькие школы, ориентированные на достижение современного качества образования в соответствии с ценностями и доходами семей. Эти школы будут организованы не назначенными сверху, а специалистами по образованию, которых выбрали родители.

Возможно, начнётся охота за головами, и родители смогут нанимать директоров государственных школ, в то же время появятся новые лица и имена тех, кто не смог добиться должностей в государственной системе.

Именно это, а не бесконечные и бестолковые государственные реформы, приведёт к тому, что учителя будут осваивать самые прогрессивные технологии, реализовывать индивидуальный подход, применять эффективные методики.

А организаторы образования будут слышать и гибко реагировать на запросы семьи, предоставляя действительно прозрачные финансовые отчёты (а не собирать очередные тысячи на ремонт и подарки).

Сеть таких инициативных школ, конечно, не вытеснит государственное образование, но наконец приведёт к истинным реформам образовательной системы страны, потому что не меняться в условиях такой конкуренции с новой современной школой старая российская школа просто не сможет.

Как нам пришлось самим заниматься мини-классом

Я живу в Балашихе, и у меня много знакомых с детьми того же возраста, что и Захар. В прошлом году, когда детям было по шесть-семь лет и мы задумывались об обучении, подруги предложили встретиться с девушкой, которая собирала мини-классы. Я как раз поступила в магистратуру и подумала: отлично, у меня будет три часа свободного времени три раза в неделю. Эта девушка-организатор очень красиво рассказывала, как все будет: про учителя, про программу. Правда, проблемы начались сразу. Занятия, по ее плану, должны были проходить в помещении библиотеки — с трех до шести вечера. Нам это показалось неудобным: день разбит пополам — лучше заниматься утром. А она ответила: «Хотите другое время? Тогда ищите помещение». Раз — и повесила это на нас. Мы вдруг тоже стали организаторами — и почувствовали власть. Нашли помещение, сделали ремонт — это ведь наши дети идут учиться.

Потом начались проблемы с учителем. Мы договорились, что начнем заниматься с 1 октября: детей, которым было больше семи лет, родители прикрепили к школам или онлайн-ресурсам для сдачи аттестаций, младшие готовились к школе. В назначенный день мы пришли, ждем обещанного учителя с классной программой — английский, каллиграфия, китайский — а его нет. Учительница уехала в неизвестном направлении, а организатор не позаботилась о том, чтобы нам хоть как-то об этом сообщить. Через месяц занятий все еще не было — оказалось, что учительница уволилась, и организатор подбирает нового. Тут уже недовольны были все родители — и организатор, вместо того, чтобы пойти с нами на диалог и открыто решать проблему, просто ушла, хлопнув дверью.

Как выбрать программу обучения на СО


После решения всех бумажных вопросов вам остаётся выбрать подходящую для вашего ребенка программу обучения и заняться образовательным процессом. Обучать ребёнка на семейном образовании вы можете по индивидуальному графику в том темпе, который будет удобен и вам, и ребёнку. Родитель сам подбирает учебники и прочие необходимые материалы и пособия для занятий. Я в процессе обучения своего ребенка перебрала большое количество учебником, материалов, видеоуроков и составила большую БАЗУ УРОКОВ ДЛЯ 1 КЛАССА, в которой подробно разобрала три предмета — математику, русский язык и окружающий мир. Я расписала планы уроков, отобрала видеоуроки для обучения (получилось более 460!!!), подготовила список литературы и дополнительных материалов. Подробнее про Базу уроков для 1 класса можно прочитать на этой странице.

Принимать решение о переходе на семейную форму обучения нужно обдуманно, взвесив все «за» и «против», обсудив возможности и желания каждого члена семьи, определив цели и методы, которыми вы планируете воспользоваться в процессе обучения.

Как выбрать школу для сдачи промежуточной аттестации

Следующим этапом является выбор школы для сдачи промежуточной аттестации. Сдавать их или нет, решают родители сами, но такое право у вас есть. Вы можете выбрать ту же школу, в которой обучался ребёнок раньше или любую другую. Если школа, в которой обучался ребёнок, не признаёт семейное образование и отказывает вам в прикреплении для сдачи аттестаций, необходимо получить от неё письменный отказ. Но чтобы не тратить время и нервы, проще сразу искать ту школу, которая принимает аттестации от обучающихся на СО. Сейчас выбор таких учебных заведений достаточно широк. Вы можете прикрепиться к школе самостоятельно, а можете через специальные центры, сотрудничающие со своими школами — партнёрами. Некоторые из них являются образовательными платформами, на которых можно учиться ребенку. Некоторые просто занимаются оформлением всех необходимых документов и предоставляют онлайн-сервис для прохождения аттестаций. Нам было удобно все делать удаленно, и мы для прикрепления к школе и прохождения промежуточных аттестаций в 2019 году выбрали один из таких центров — ЦПСО (Центр поддержки семейного образования). Если Вы также решите воспользоваться их услугами, то промокод OLESYANIA даст вам скидку 5%.

Семейное образование — это форма обучения, которая предусмотрена законодательством и регулируется Федеральным Законом №273 «Об образовании в РФ» (Статья 17).


Некоторые подразумевают одно и то же, называя семейное образование домашним обучением. Сразу хочу внести ясность — это не одно и тоже, а совершенно разные процессы и формы.

Домашнее/надомное образование осуществляется по причине определённого состояния здоровья ребёнка, не позволяющего ему посещать школу. Есть список заболеваний, наличие которых дает право на эту форму обучения (приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н). В этом случае обучение проводят учителя школы, которые приходят домой или проводят занятия онлайн, вся ответственность за этот процесс лежит на школе.

Родители сами выбирают программу, график, методы и способы обучения, а также необходимую литературу, материалы и пособия. Ребёнок не числится в школе, но может прикрепляться к ней только для сдачи аттестаций (для этого заключается соответствующий договор). Выбор этой формы образования не требует специальных условий и может быть сделан исключительно по желанию родителей и с учётом мнения ребёнка.

Когда подходит семейное образование, а когда нет

Семейное образование — не панацея, и утверждать, что оно на 100% лучше обычной школы, нельзя. Это просто один из способов организовать обучение ребёнка. Вот когда может подойти семейное обучение. 

У родителей есть энергия и возможность выстраивать образовательный маршрут ребёнка. Даже если вы оплатите ребёнку обучение в онлайн-школе, всё равно придётся контролировать, увлекать, мотивировать учиться. Если вы планируете обучать ребёнка самостоятельно, то огромный запас энергии точно нужен. 

Дети занимаются спортом или творчеством. Если у ребёнка частые сборы, репетиции, соревнования, то посещать школу ему некогда. Хороший вариант — обучение в подходящем ему темпе. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Иногда ребёнку нужно регулярно проходить курсы лечения, или у него слабый иммунитет. В таком случае ему может быть показано домашнее обучение. Но по желанию родителей можно перейти и на семейное образование.  

Ребёнку требуется индивидуальный подход. Такое происходит, когда есть особенности развития. И здесь мы говорим как про детей с задержкой развития, так и про одарённых детей. На семейном образовании каждый ребёнок учится в удобном для него темпе.

«Мы узнали о семейной форме обучения из-за особенностей развития старшей дочери. Понимали, что система нам не подходит, нужен индивидуальный подход к ребёнку. Решили попробовать обучать самостоятельно программе начальной школы, а потом были готовы идти в школу. Но уже через пару лет мы увидели эффективность такого подхода — есть возможность идти ЗА ребёнком, за его возможностями, интересами. Поэтому решили оставаться дома и в школу не уходить.

Со средним сыном получилась обратная ситуация. Когда он дорос до школьного возраста, уровень его знаний уже был на уровне 2–3 класса. Причём я его образованием не занималась совсем. Дети просто играли в школу, и сын обучился многому через игру. Сейчас ему 9 лет, и он продолжает идти с опережением программы». 

Родителей не устраивает система образования и качество знаний. Одним родителям не нравится набор школьных предметов, другие считают, что задания в школе слишком простые или, наоборот, сложные и нелогичные. Семейное обучение даёт свободу в выборе содержания и методов обучения. Например, можно учить физику по школьному учебнику, а можно — по лекциям из МФТИ.   

Семья часто переезжает или путешествует. Есть семьи, которые на зиму уезжают в тёплые страны. Оставить ребёнка без обучения нельзя, а постоянно подстраиваться под пройдённое или непройдённое сложно. Как вариант — обучаться своими силами.

Как работает семейное образование и сколько это стоит

Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители. 

1. Учить детей в интернет-школе

Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон. 

2. Нанимать репетиторов по каждому предмету

Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев. 

На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.

Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.  

Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко. 

3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн

Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10–15 детей. Стоимость такого класса — 7000–18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.  

Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.

4. Лично объяснять ребёнку школьную программу

Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.  

Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.  

Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов 

С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300–700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000–5000₽. 

Как работать с образовательной картой?

Визуализация — это уже половина успеха. Для начала подумайте, что именно вы хотите улучшить и изменить. Обсудите это с ребенком. И обозначьте ожидаемый результат — тот, которого вы хотите добиться, допустим, к 1 сентября. Пусть это будут конкретные значения: 10 прочитанных книг, умение умножать и делить в столбик, способность отжаться 30 раз без перерыва и т. д

Важно, чтобы ребенок разделял эту цель или хотя бы понимал, для чего ему нужно ее достичь. Теперь запишите или нарисуйте свою цель (можете сделать коллаж, аппликацию — что угодно) и повесьте на видное место

Определите задачи. Что именно и с какой периодичностью нужно делать, чтобы достичь желаемого? Бегать 15 минут каждое утро, решать по 10 примеров ежедневно или заниматься иностранным языком по понедельникам, средам и пятницам? У каждого свои задачи в зависимости от поставленных целей, только следите за тем, чтобы их выполнение не стало утомительным занятием для ребенка.

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector