Квотирование рабочих мест для инвалидов

Законодательная база

Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.

В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.

Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:

  1. Правовое регулирование.
  2. Экономическая база.
  3. Организационная основа.

Зависимость процента квоты на инвалидов от среднесписочной численности в организации:

  • при резерве от 100 человек выявляется 2-4 % от этого значения;
  • 35-100 персон — до 3 %.

Организации, которые подвергаются требованиям:

  • государственные/муниципальные;
  • частные.

Имеются лишь ограничения по предприятиям, чья деятельность основана на вредном для здоровья характере труда. Такие предприятия не вычеркиваются из списка. Для них предусмотрено лишь исключение из расчета того количества трудоустроенных, чья работа связана непосредственно с вредными факторами. То есть число мест будет высчитано с учетом оставшегося среднесписочного количества работников.

Полностью освобождаются от обязанности предоставлять места общества инвалидов, бюджет которых состоит из собственных вкладов членов организации.

«Информация Минтруда и Соцзащиты РФ от 13.05.19 года утверждает, что с 2020 по 25 годы планируется проведение эксперимента по реализации прав инвалидов, претендующих на квотируемые рабочие места».

В тексте нового законопроекта о квотировании, который создан по примеру проекта о налоге на профессиональный доход от 2018 года, для эксперимента выбраны респ. Саха и области: Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская. Такой отбор объясняется средними долевым порогом работников с инвалидностью в общем объеме трудящихся по перечисленным регионам. Суть нововведений состоит в упрощении задач, поставленных перед работодателями за счет создания содействующих трудоустройству фондов. Сюда предприятия смогут вносить денежные компенсации в счет мест, которые они были должны обеспечить и им не придется тратиться на адаптационные процедуры и менять свое штатное расписание.

На что предполагается тратить эти компенсационные начисления:

  • контроль профессионального обучения для поиска работы или на полученном месте;
  • совершенствование рабочих мест;
  • мотивация нанимателей превышать предельную квоту по принятию инвалидов;
  • разработка стажировок для граждан без опыта;
  • поддержание уровня занятости путем создания дистанционных и надомных видов работ.

Кто может пользоваться льготным правом?

С учетом того, что гражданам, имеющим серьезные заболевания, достаточно сложно найти работу, государство разработало законодательные акты.

Они содержат перечень граждан, которые имеют право пользоваться льготами в сфере трудоустройства:

  • инвалиды;
  • несовершеннолетние;
  • пожилые граждане и люди предпенсионного возраста;
  • бывшие заключенные;
  • беженцы;
  • одинокие или многодетные родители;
  • бывшие военные;
  • граждане от 18 до 20 лет, которые только получили среднее профессиональное образование.

Внимание! В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в тех условиях, которые отвечают правилам безопасности и гигиены

Как работают квоты

Обычно квота — это количественная мера, рассматриваемая обычно на ежегодной основе, которую в рамках рассматриваемой деятельности превышать нежелательно. Иногда при этом речь идёт о строгом запрете, в некоторых случаях превышение возможно, но на более затратных условиях.

Например, при импорте часть продукции может продаваться с использованием низкой таможенной пошлины, а превышающая норматив — по нормальной или завышенной. Квоты не являются вечными. В большинстве ситуаций их регулярно рассматривают и при необходимости корректируют или отменяют.

С использованием квот часто связано применение лицензий. Тем, кто получил их, предоставляется соответствующее разрешение, остальным — нет. Если выясняется, что квота исчерпана, лицензию получить невозможно — придётся отложить соответствующие действия на следующий год.

Распределение лицензий может происходить различными способами:

  1. При использовании живой очереди. В этом случае желающие могут свободно обращаться за получением до тех пор, пока квота не будет исчерпана.
  2. Распределение лицензий среди определённых фирм, которые пользуются наибольшим доверием.
  3. Выдача документов с использованием аукционов. На них участники предлагают свои услуги, а государство выбирает наиболее выгодные варианты.

После исчерпания квот претенденты не смогут получить нужное им разрешение.

Определение величины и способа используемых квот может происходить с учётом следующих обстоятельств:

  1. Пропорциональное распределение объёма торгового оборота среди различных стран. Обычно при этом учитываются их доли, которые применялись в предыдущий временной период.
  2. Иногда принятие решение носит двухсторонний характер. Преимущества получают те страны, которые предоставляют более выгодные условия.
  3. Сезонные ограничения связанные с тем, что у определённого государства в это время достигается пик производства. После того, как он проходит, квоты могут быть ослаблены или отменены.
  4. Тарифные построены на коррекции тарифов в зависимости от конкретных экономических особенностей торговли рассматриваемыми товарами. Они могут быть пониженными или повышенными на определённый временной период в зависимости от стоящих перед государством задач.

Нужно учитывать, что квотирование может носить различный характер. В большинстве случаев ограничения устанавливаются решениями государственных органов. Однако в некоторых случаях квотирование происходит в силу естественных ограничений. Это возможно, например, при ограниченной возможности доставки грузов, например, в тех случаях, когда терминал порта имеет ограниченную пропускную способность.

Также существует скрытое квотирование. При этом о нём явно не объявляется, но вводятся особые требования, которые могут быть преодолены только ограниченным количеством контрагентов.

Категории сотрудников, для которых устанавливаются квоты

Право на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями введено на законодательном уровне. Целью нормы является обязать администрацию обеспечить таким людям равные с другими гражданами возможности реализовать себя в труде.

Учитывая, что квоты устанавливаются для конкретной категории лиц – инвалидов, в процессе их трудоустройства последние должны доказать работодателю, что имеют право на такую льготу. Делается это путем предоставления справки об инвалидности и реабилитационной карты. При этом выполняемая деятельность должна соответствовать состоянию здоровья соискателя и не иметь противопоказаний по его медицинскому заключению. Об условиях труда сотрудника инвалида подробно описывается в его реабилитационной карте.

Квоты распространяются на инвалидов 1 – 3 групп. Конкретные условия организации труда должны соответствовать указанным в реабилитационной карте инвалида.

Нужно учитывать, что кроме трудоустройства на вакантное место по квоте, инвалиды 1 и 2 групп также получает некоторые дополнительные льготы, гарантированные законодательством:

  • продолжительность его работы в неделю не должно превышать 35 часов. Оплата труда в этом случае не уменьшается;
  • длительность базового оплачиваемого отпуска инвалиду увеличивается на 2 дня;
  • при желании инвалида администрация обязана предоставить ему до 60 календарных дней отпуска за свой счет.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы

Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения. Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Определение квотирования

Это доля возможного участия в совместном деле (производстве, сбыте, экспорте или импорте товаров и т. д.);
квота в иммиграционной политике — ограничения, лимита допустимого ежегодного притока иммигрантов;
взноса стран — членов Международному валютному фонду (МВФ) в капитал фонду.
в РФ, единицей объёма дорогостоящей медицинской помощи, предусмотренной Перечнем видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, предоставляемая за счет средств федерального бюджета.
Ограничительными мерами называется квотирование.

Это доля, часть, пай, приходящихся на каждого из участников общего дела, количественных ограничений (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров), вводимых на определенный период времени.
В связи с используемым в международной торговлей практикой ограничений под квота понимается также количественного контроль над импорта и его ограничению. Квоты на импорт устанавливаются федерального правительства для защиты отечественных производителей отдельных отрасли от иностранных конкурентов. Использования подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсами, так и минусами. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенные отраслях весьма существенен, что выражают в росте рентабельности. Предприятия, испытывающих потребности в ограничении конкуренции зарубежного производителя, могут оказывать весьма ощутимое политическим давлением, требуя введение квоты. Сторонники свободная торговля считается, что издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказывают дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазоном потребительского выбора сокращается.

Квотирование – метод количественного ограничения ввоза (вывоза) товара предоставления лицензии и запретом нелицензионных операции. Лицензия – письменным разрешения на ввоз (вывоз) определенного количества товара. Используется преимущественно для импортом и в редких случае (как и другие ограничения) – для экспорта. Различают следующие виды квоты глобальных – общий количественный лимит импортом товара без распределения его по странам (распределяется по мере поступлением заявок от поставщиков), что дает возможность импортеру выбирать поставщиков, а экспортеру – увеличивать поставки, групповыми – устанавливаются для группы стран, индивидуальных – используются для распределением лимита ввоза товара в страну или между всеми странами-экспортерам на основе объема поставки за прошлый период (для новых поставщиков резервируется часть общей квоты), или в пределе определенной группы стран, на которые распространяется лимит, тарифных – предусматривающих ввоз определенного количества товаром по льготным ставками пошлины, а сверх этого количества, – по обычного, более высоким ставкам, сезонные – используются для ввоза аграрная продукция в период сбора урожая в страной и пике поступления на внутренний рынок собственной продукцией, прежде всего такой скоропортящийся (фруктами, овощами, цветами) .

Компании зарезервируют рабочие места для предпенсионеров и молодежи

Немногим ранее, Законом г. Москвы от 8 апреля 2021 года N 4, был изменен документ выше рангом — Закон города Москвы от 22 декабря 2021 года N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон). Оба акта уже вступили в силу: изменения – с 9 мая 2021 года, Положение – с 29 августа 2021 года.

Под квотой подразумевается определенная доля приема на работу отдельных категорий сотрудников в общей численности персонала организации. Для кого она установлена, кем, и как работает на практике – об этом речь ниже.

Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2.

Пять емких и полезных уроков по ОТ. Дадим инструкции с учетом последних изменений — сможете сразу применять их, чтобы наладить охрану труда в организации. В конце пришлем чек-листы для самопроверки. Работодатель предоставляет несовершеннолетним рабочие места в соответствие с установленной квотой. В отличие от квоты по трудоустройству инвалидов, показатель квоты на создание (выделение) рабочих мест для несовершеннолетних нормами ТК РФ не установлен.

При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда» Ольга Зиновьева считает, что ни молодость, ни пенсионный возраст не являются сами по себе достаточными основаниями для приема на работу. В первую очередь оцениваются профессиональные и личные качества.

При расчете средней численности работодатель учитывает как штатных сотрудников, нанятых на основании трудовых соглашений, так и лиц, привлеченных к работе по договорам ГПХ.

Введение системы квотирования для претендентов занять вакансии обязывает работодателей не отказывать в трудоустройстве инвалидам и людям, не достигшим совершеннолетия.

Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379. Законодатели предложили установить квоту для организаций по приему на работу пенсионеров и молодежи, ищущей работу впервые, в размере 1%, если общая численность работников превышает 100 человек.

В настоящий момент в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Для кого предусмотрены квотируемые рабочие места

Не секрет, что инвалиды в нашей стране – малообеспеченная, маломобильная категория населения, которая, несмотря не все свои проблемы со здоровьем, преодолевая социальное отчуждение, хочет и стремится жить не хуже других. И те, у кого есть силы и физические возможности, хотят работать и зарабатывать.

Квотируемые рабочие места – это рабочие места, специально выделенные для определённой категории населения. На федеральном уровне законодательно закреплена квота на выделение чётко оговоренного количества мест в зависимости от общей штатной численности работников — для инвалидов.

Причём соотношение строго фиксировано: на предприятиях с численностью занятых от 35 до ста человек – им выделяется до трёх квот, там, где работников больше сотни, число квот 2-4.

Соответственно, если в организациях меньше 35-ти работающих, квотирование вообще не предусмотрено. Как не предусмотрено оно и на вредных производствах. Для всех остальных предприятий оно обязательно, независимо от формы собственности.

Поэтому, если какая-нибудь фирма об этом не знала, или сделала вид, что не знала, как говорится, незнание закона — не освобождает от ответственности. Штрафы за это правонарушение от трёх до пяти тысяч рублей и от пяти до десяти тысяч, в зависимости от вида проступка.

А что другим

Надо сказать, что выделение определённого количества рабочих мест (вероятно, даже большего, чем предписано законом) возможно и для других категорий граждан, что предусматривается региональными законами краёв и областей.

Так, в Московской области действует региональный закон, квотирующий рабочие места не только для инвалидов, но и для молодых специалистов, выпускников средне-специальных учебных заведений возрастом не старше 20 лет, для граждан, освободившихся из мест заключения и других.

В Краснодарском крае тоже довольно внушительный перечень квотируемых рабочих мест, участвующих в этой социальной программе.

Видно, что власти региона стремятся поддержать социально уязвимые категории. Он включает даже лиц, прошедших реабилитацию от алкогольной и наркозависимости, многодетных, одиноких родителей.

Побольше бы таких разных квот, охватывающих не несколько человек, а сотни и тысячи, чтобы наши люди действительно почувствовали свою социальную защищённость, как это и должно быть в социальном государстве.

Квотированные рабочие места могут предоставляться также следующим категориям лиц:

  • выпускникам домов-интернатов;
  • военнослужащим в отставке;
  • детям с 14 лет;
  • детям из трудных семей и семей, попавших в непростую жизненную ситуацию;
  • одиноким мамам;
  • женщинам, имеющим малолетних детей;
  • гражданам пенсионного и предпенсионного возраста и так далее.

В силу разных причин им сложно трудоустроиться и вообще работать труднее, чем остальным, поэтому государство старается охватить их социальной защитой, давая возможность трудоустроиться, работать и зарабатывать на кусок хлеба. Это согласуется с требованиями федеральных законов о занятости населения и о социальной защите инвалидов.

Квотируемое рабочее место: как рассчитывается и кто может претендовать

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1.

Важно! Размер квоты – 2% от среднесписочной численности (СЧ) всех работников, трудящихся в компании. Чтобы закон не обходили, предложено ввести для работодателей новую обязанность — ежеквартально отчитываться о квотируемых рабочих местах непосредственно в правительство Санкт-Петербурга

Будет ли введено какое-то отдельное наказание для тех, кто откажется предоставлять вакансии выпускникам, пока неизвестно

Чтобы закон не обходили, предложено ввести для работодателей новую обязанность — ежеквартально отчитываться о квотируемых рабочих местах непосредственно в правительство Санкт-Петербурга. Будет ли введено какое-то отдельное наказание для тех, кто откажется предоставлять вакансии выпускникам, пока неизвестно.

Принят Волгоградской областной Думой 10 ноября года. Настоящий Закон направлен на решение проблем занятости инвалидов, обеспечение им дополнительных гарантий при приеме на работу, устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:. Закона Волгоградской области от Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются оборудуются работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению оборудованию указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. На территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
  • выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые.

Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Размер такой компенсационной стоимости равен величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г.

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы.

Гражданам, относящимся к любой категории инвалидности, зачастую очень сложно найти работу. С каждым разом государство все серьезнее подходит к решению этой проблемы и создает для инвалидов определенные льготы по трудоустройству. Квотирование мест на работе для инвалидов является важнейшим фактором, который напрямую воздействует на их жизнедеятельность.

Предназначение квот

Квота предотвращает рост импорта, что является фиксированным, даже когда мировая цена на импортную продукцию снижается. В случае квотирования это приведет лишь к уменьшению импортных платежей, а в случае использования пошлины – к росту импорта. Кроме того, правительство может гибко реализовывать свою экономическую политику тогда как увеличение пошлины часто регламентируется международными соглашениями. Для защиты собственного производителя проще установить квотирование, чем изменить таможенный тариф. Но квота по сравнению с пошлиной может быть и опасной, если: а) она провоцирует монопольную власть, б) импортные лицензии размещаются неэффективно. В первом случае доминирующая в национальной промышленности фирма не может стать монополистом по незабороняючого тарифа, а за квотированием может быть монополистом, завысить цену и таким образом обеспечить себе сверхприбыль. Монополистом может стать и иностранный экспортер. По эффективности размещения лицензий в мировой практике существуют следующие основные способы их распределения, как аукционы – самый дешевый и эффективный метод. Различают открытые (публичные) и негласные аукционы. О первых сообщают всех заинтересованных, чтобы собрать как можно больше конкурентов. На лицензию обычно равна разности между ценой импорта и высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Расходы покрывает потребитель, а прибыль получает государство. Негласные аукционы, как показывает практика, сопровождаются подпольным бизнесом, взятками, коррупцией чиновников. Система очевидных преимуществ как метод распределения лицензий означает, что правительство закрепляет квоты по определенным фирмами, исходя из их доли в сумме импорта накануне ее введения квотирования производства, сбыта продукции участниками характерно также для международных и национальных картельных соглашений между компаниями или странами.

В зависимости от уровня экономического развития, других факторов, с целью защиты своих интересов, все страны, независимо от форм управления экономикой, применяют широкую систему методов государственного регулирования в сфере внешнеэкономических отношений. Это могут быть как тарифные (таможенные тарифы, налоговые, кредитные и другие финансовые льготы), так и нетариф-ни методы, (количественные ограничения путем квотирования, лицензирования объемов экспорта или импорта, валютное регулирование и т.д.).

К числу наиболее распространенных инструментов нетарифного административного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся лицензии и квоты.

Лицензия – надлежащим образом оформленное право на экспорт (импорт) в течение установленного порядка определенных товаров или валютных средств с целью инвестиций и кредитования.

Квота – предельный объем определенной категории товаров, которые разрешено экспортировать (импортировать) в установленном порядке, который определяется в натуральных или ценностных единицах.

Лицензирование и квотирование экспорта и импорта применяется исходя из общегосударственных целей, а именно:

  • – В случае ухудшения расчетного баланса, увеличение внешней задолженности страны;
  • – В случае нарушения равновесия по отдельным товарам на внутренних рынках;
  • – В случае необходимости обеспечения определенных пропорций между импортной и отечественной продукцией;
  • – В ответ на дискриминационные действия других государств;
  • – В соответствии с международными соглашениями.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

Дополнительная статья Почитать про незаконный отказ в приеме на работу можно .

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
  • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
  • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
  • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.

Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.

Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

Важно учитывать лишь несколько нюансов:

  • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
  • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

Ознакомиться с примером приказа о приеме на работу можно в статье https://otdelkadrov.online/3852-forma-zapolneniya-numeratsiya-kopiya-prikaza-o-prieme-na-rabotu

Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

Как работают квоты

В Москве все предприятия и ИП в течение месяца после регистрации должны встать на учет в Центр квотирования рабочих мест. Это необходимо сделать даже если на момент открытия организации в штате меньше 35 человек. Численность сотрудников — величина переменчивая и небольшое предприятие через какое-то время может существенно разрастись.

В других субъектах федерации эти функции обычно выполняет центр занятости населения. Но точную информацию необходимо получать в местных органах труда и социальной политики.

Именно в центр занятости подается список свободных квот, а также отчет о заполнении зарезервированных рабочих мест. При несвоевременном предоставлении отчета может быть наложен штраф от 3000-5000 руб. (ст.19.7 КоАП).

Специалисты проверяют правильность расчета и заполнения квот. Также они следят за тем, чтобы зарезервированные вакансии соответствовали физическим возможностям инвалидов.

Для постановки на учет потребуется:

  • копия свидетельства о регистрации компании;
  • копия справки о постановке на учет в Едином государственном реестре;
  • копия устава;
  • копия ИНН;
  • сведения о количестве сотрудников.

Также работодатель может издать дополнительные локальные акты. Например, отдельное Положение о квотировании.

Если у службы занятости есть информация о свободной квоте на предприятии, она отправляет туда стоящих на учете инвалидов. При условии, что у них нет медицинских противопоказаний для выполнения должностных обязанностей, и квалификация соответствует вакансии, отказать в трудоустройстве работодатель не вправе. Когда отказ обусловлен объективными причинами, его документируют официально и включают в очередной отчет.

Если рабочее место освобождается, необходимо в течение 5 дней уведомить об этом центр занятости, который приступит к поиску нового сотрудника для заполнения квоты.

Помимо службы занятости работодатель может сотрудничать с другими организациями, например, местными союзами инвалидов. Если местное законодательство предусматривает квоты для других категорий лиц, взаимодействие идет с соответствующими учреждениями: ССУЗАми, комитетом по делам молодежи и т.п. Однако делать это работодатель не обязан, равно как и самостоятельно искать сотрудников.

Если информация о квотах есть в центре занятости, но подходящих кандидатов оттуда не присылали, санкции за незаполненную квоту не налагаются.

Контролирующие органы следят не только за предоставлением квот, но и за соблюдением прав инвалидов и несовершеннолетних: сокращенный рабочий день, отсутствие сверхурочной и ночной работы и т.п.

Уведомление о привлечении иностранных работников

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона № 115 — ФЗ работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, обязаны уведомлять миграционные органы о заключении с иностранным работником трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о расторжении договора. Уведомление подается не позже трех рабочих дней с даты оформления или прекращения договора.

Уведомить подразделение МВД по вопросам миграции нужно даже в том случае, если трудовой договор с иностранцем не оформлен в письменной форме

На такой подход обратил внимание Верховный суд РФ в постановлении от 14.07.2010 № 25-АД10-6

Сейчас уведомление подается в порядке и по формам, приведенным в Приказе МВД России от 04.06.2019 № 363. С 2021 года в силу вступит Приказ МВД России от 30.07.2020 № 536, которым утвержден новый порядок и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранцем. Существенных изменений в процедуре не произойдет.

Уведомление подается на всех привлеченных иностранцев, с которыми подписан трудовой договор.

Его можно подать лично в территориальный орган МВД, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронном виде через портал госуслуг. В Последнем случае уведомление заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector