Имеет ли учитель право забрать телефон у ученика — права и обязанности

Как выставляются отметки и что делать, если отметка кажется несправедливой

В школах должны быть прописаны правила по выставлению отметок: критерии и порядок оценивания за устные ответы, письменные работы, четверть, год. Закон передает вопрос оценивания полностью в ведение школ и только для 9 и 11 класса вводит обязательный порядок:

— итоговые отметки за 9 класс по предметам ОГЭ — это среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления (до 4,4 — округляем до 4, от 4,5 — округляем до 5);

— итоговые отметки за 11 класс — это среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок за каждый год обучения, они выставляются в аттестат целыми числами по правилам математического округления.

Если ученику и родителям кажется, что учитель несправедливо ставит отметки, снижает оценку за поведение, за отсутствие книг и тетрадей или пропуски занятий, если учитель не выставляет отметки в дневник и не знакомит с результатами контрольных работ, — сперва нужно поговорить с учителем.

Если разъяснения учителя вас не устроят, обратитесь к администрации школы. Придется ознакомиться с локальными актами, где прописаны критерии выставления отметок, и понять, правомерно ли действовал учитель. Если действия учителя кажутся вам несправедливыми — напишите заявление или жалобу на имя директора с просьбой о пересмотре отметки, приведите ваши аргументы. Еще родители могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана в школе), в органы управления образованием и даже в суд.

Решение конфликтов

Вернемся к ситуации с электронными устройствами. Что делать, если учитель забрал телефон у ребенка и не желает его отдавать? Сначала ученик должен обратиться к родителям. Необходимо во всех подробностях рассказать о произошедшем. Вместе с ребенком родители отправляются к директору школы, где заявляют о мирном разрешении конфликта.

Если директору нет до родителей никакого дела, то обращаться стоит в муниципалитет или в управление образования. Будет составлена жалоба в отношении конкретного педагога. В течение месяца школа должна ответить на жалобу и вынести мотивированное решение.

Столин. «Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но бывает, телефон нужен»

В средней школе № 2 Столина уже много лет есть правило: на уроках дети прячут телефоны в рюкзаки. Когда именно в устав и правила внутреннего распорядка внесли этот пункт, директор Алла Лозицкая уже точно не помнит. Но ребята, которые первыми начинали по нему жить, уже закончили школу.

Алла Лозицкая. Фото: личный архив Аллы Лозицкой

Важно: телефон на занятиях не запрещен. Речь идет об ограничениях в пользовании

— Запрет — это что-то категоричное, нельзя — и все. Но ведь, бывает, телефон нужен, — поясняет механизм Алла Николаевна. — Я, например, преподаю русский язык и литературу. Для своих учеников в гугле я сформировала папку со всеми словарями. Предположим, на уроке детям необходимо посмотреть значение какого-то слова. Зачем ребенку бежать в библиотеку, если посмотреть это они могут и с телефона. Причем это не значит, что все 26 учеников должны должны достать мобильный. Может и кто-то один, могу и я.

По словам директора, в школе давно сложилась практика, что на занятиях дети не злоупотребляют телефонами. Бывает, рассказывает собеседница, ребенку срочно нужно к врачу. И, например, мама может позвонить или написать ему на уроке, напомнить об этом. Тогда перед занятием школьник предупреждает учителя: ему нужно будет ответить.

— Были ситуации, что к вам как директору приводили школьников, которые отвлекались на мобильный на уроке?

— Бывало, но очень редко. Тогда я звонила родителям, они приходили, я поясняла ситуацию и отдавала им мобильный ребенка. На завтра школьник приходил на занятия без телефона.

— После гомельской истории в некоторых школах мобильные на весь день, почему вы решили этого не делать?

— Возможно, если бы мобильные нам сильно мешали, мы бы подумали об этом, но такой проблемы нет. В начальной школе некоторые учителя, чтобы дети не отвлекались, все же собирают у ребят телефоны, — продолжает собеседница. — Для старшеклассников мы решили этого не делать. Да и зачем? Школа у нас довольно плотная, и где-то выделять помещение специально для телефонов… А надо ли? К тому же, есть дорогие гаджеты, какое мы имеем право их забирать.

Что позволено учителю?

Справедливости ради стоит отметить, что прав у педагога не так уж и много. Приоритет в учебном процессе отдается детям, хоть они этого и не замечают. Учитель же нередко превышает свои полномочия. На примере ситуации с телефоном это нетрудно проследить.

Легко представить ситуацию: педагог на протяжении получаса пытается объяснить материал детям, которым нет до учебы никакого дела. Все они уткнулись в телефоны. Как поступит в этом случае хороший, образованный работник? Он применит все свои навыки и проведет с детьми беседу: повысит им учебную мотивацию, расскажет о разрушительном влиянии «пустой» информации, наконец, поделится собственным опытом избавления от вредных привычек. Однако организовать такую беседу очень трудно. Куда проще изъять телефоны и в очередной раз подпитать учеников ненавистью к себе.

Есть и второй, чуть более простой вариант легальной борьбы с «телефонной зависимостью». Стоит организовать родительское собрание. Педагог рассказывает о проблеме законным представителям своих учеников и просит принять меры. Поднимается вопрос о том, имеет ли учитель право забрать телефоны учеников, которые являются, по сути, собственностью родителей. Как итог — добросовестный родитель сам не позволяет своему чаду ходить с гаджетами в школу.

Минск. «Если возникает экстренная ситуация, родители могут написать мне»

В уставе школы № 111 Минска прописано: «во время учебного процесса пользоваться телефонами запрещено». Перед тем, как оправить ребенка в первый класс, мама или папа ставят подпись о том, что с документом ознакомлены. После этого их задача — донести до сына или дочки, что играть с мобильным на занятиях нельзя.

Фото: личный архив Инги Тихоновецкой

— Не знаю, как у старшеклассников, но в начальных классах телефон у ребенка в школе — это ответственность учителя, — делится мнением Инга Тихоновецкая, учитель начальных классов СШ № 111 Минска. — Мобильные обычно появляются у детей на второй год учебы. И тут педагог должен договориться с ребятами и их родителями и установить правила пользования мобильным.

В третьем классе, с которым сейчас работает Инга Петровна, они такие: приносить мобильный в школу можно. Ученик приходит в учебное заведение и до начала занятий звонит родителям, сообщает: добрался, все отлично. После этого он отключает звук и до конца уроков прячет гаджет в рюкзак. И даже, говорит педагог, не достает его на переменах.

— Если возникает какая-то экстренная ситуация, родители могут написать мне в мессенджер, — рассказывает собеседница. — При этом мамы и папы знают: на занятиях я, как и дети, отключаю в телефоне звук.

— Ну, а если ребенок не принимает ваши правила.

— В моих классах проблем с телефонами нет, — отвечает Инга Петровна. — У нас в школе высокоскоростной интернет. Поэтому мы с родителями моих детей решили использовать в образовательных целях планшеты. В итоге ситуаций, что ребенок приходит из дома, где много всякой техники, в школу, где всего этого под рукой нет, не возникает, и к телефону малыша не тянет. Он понимает: планшет для работы, мобильный для связи.

Описывать ситуацию с телефонами в других классах педагог не берется. Говорит, у каждого учителя свои методы. Как-то одна ее коллега предлагала ученикам перед уроками сдавать гаджеты в «волшебную коробочку». Мера, говорит Инга Петровна, оказалась вынужденная. У мамы одного из мальчиков была сильная тревожность, и она часто набирала ребенка. «Телефон в коробочке» за несколько месяцев помог решить эту проблему.

— Но вы не сторонник того, чтобы забирать телефоны?

— Нет, зачем? Телефон — неотъемлемая часть жизни современного человека. Нельзя забирать его у ребенка. Нужно учить детей культуре пользования мобильным. К тому же, оставляя у школьников телефон, мы показываем, что доверяем им.

 
ТегиМинск 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

«Какое мы имеем право забирать телефоны?» Учителя о том, как в школах решают вопрос с мобильными
После гомельского скандала, когда учитель выругалась матом на ученика, мобильные во многих школах запретили. Спустя два месяца после конфликта, TUT.BY узнал, как в…

Пинск. «Если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается»

После гомельской истории во всех кабинетах школы № 10 Пинска появились коробочки для мобильных телефонов. Их школа купила за свой счет. В каждой коробке по 30 ячеек, куда перед началом занятия ученики кладут свои мобильные. А после урока забирают.

— Если на уроке дети разбирают темы, где нужно что-то посмотреть в интернете, они берут телефоны, смотрят, а потом возвращают в коробочку, — рассказывает Елена Ярошук, учитель истории и обществоведения СШ № 10 Пинска. — Получается еще и физкультминутка.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Станислав Коршунов

Несмотря на то, что особых проблем с телефонами в школе и раньше не возникало, к нововведению ученики отнеслись спокойно. К тому же, уточняет Елена Владимировна, строгого запрета на мобильные у них нет. Если смартфон школьник не сдал, а, выключив звук, положил в рюкзак, вопросов к ребенку не возникнет. Главное, чтобы ребенок не пользовался гаджетом на уроке.

— В этом году я преподаю в 5 и 6 классах. По опыту скажу, если на занятии телефон остается у ребенка, ученик на него отвлекается — где-то нажал, где-то задел, уронил, — описывает ситуацию педагог. — А так нет телефона — нет повода для проблемы.

Почему решили собирать телефоны именно в коробочки? Так удобнее.

— Некоторым детям идея коробочек очень понравилась. Недавно в школе проходил первый этап республиканской олимпиады. Так вот перед тем, как приступать к заданиям, участники стали сами предлагать сдать мобильные. Так, объясняли, будет честнее.

— Почему телефоны решили забирать только на уроках? В некоторых учебных заведениях их сдают на весь день.

— Чтобы у детей оставалась возможность быть на связи с родителями. Где-то, если нужно позвонить маме, получить поддержку. Да и не стоит быть категоричными, когда у правила более мягкий вариант, его проще принимают, — поясняет ситуацию учитель. —  К тому же, суть нововведения не только в том, чтобы на занятии ребенок не отвлекался на мобильный. А в том, чтобы он научился выполнять правила

И тут уже не важно, это правила дорожного движения или правила пользования мобильным. Ведь если человек поймет, что этим правилам нужно следовать, он и все другие не нарушит

— После того, как дети стали сдавать мобильные, на уроках стало проще работать?

— Я бы сказала удобнее. На уроке ученик должен слушать учителя (тут, конечно, все зависит от педагога), а посидеть в гаджетах ребенок и потом успеет.

— А что будет, если ребенок не сдаст телефон, и на уроке ему кто-то позвонит?

— Учитель попросит ученика отключить звук и сдать мобильный.

— А к директору его за это не отправят?

— Конечно, нет! Нельзя так решать вопросы, — улыбается собеседница. — Да и у директора других дел хватает.

Какую ответственность несут учитель и ученик за оскорбление

Ученики по закону имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от оскорбления личности и всех форм физического и психического насилия. Учителя должны соблюдать правовые и нравственные нормы: нельзя ни наедине, ни при всем классе оскорблять ученика, пугать его, заставлять словами или силой выполнить какое-то действие.

За подобный проступок к учителю можно применить дисциплинарные меры, в том числе увольнение. За оскорбления в неприличной форме учитель может получить штраф по ст. 5.61. КоАП РФ.

Также учителя не должны читать личные записки учеников и разглашать их содержание, ведь по Конституции ребенок тоже имеет право на личную тайну. Если вас это коснулось — обратитесь к администрации школы с заявлением.

В то же время педагог имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование любого случая. Если учителя оскорбляет ученик — ребенка могут привлечь к дисциплинарной ответственности: это замечание, выговор или исключение из школы (для детей с 15 лет). Ученика 14-16 лет могут привлечь и к гражданско-правовой ответственности как за причинение морального вреда по ст. 1074 ГК РФ, если учитель подаст иск.

Небольшая характеристика

Во время обучения в школе могут возникнуть различные ситуации. Очень часто бывает так, что учитель несправедливо относится к ученику и ставит более низкие оценки, чем последний заслуживает. Более того, в школах иногда встречаются такие преподаватели, которые не всегда уважительно относятся к ребятам, могут позволить себе хамство во время образовательного процесса. Но имеет ли право учитель забирать телефон или планшет у ребенка? Законно ли это?

Как уже было сказано ранее, учитель не имеет никого права так поступать. Более того, преподаватель в силу закона не может отнимать у учащегося его имущество, поскольку телефон или планшет являются вещами школьника, а не образовательного учреждения. Поэтому ни один учитель не вправе покушаться на собственность ребенка.

Данное правило относится ко всем лицам, работающим в образовании. Лишить человека имущества может только судебный орган. Поэтому действия учителя при отбирании телефона у ребенка будут незаконными.

Правда ли, что нельзя отобрать телефон у своего ребёнка?

Ролик про родителей, отбирающих гаджеты, набрал больше семи миллионов просмотров и разошёлся по другим социальным сетям.

Впрочем, многие комментаторы обратили внимание на то, что совет юристки про телефоны получился очень спорным. Во-первых, ограничить доступ к собственности родители всё-таки могут

А во-вторых, с самим дарением всё не так просто. Чаще всего покупка телефона ребёнку сводится к тому, что оформлен он всё равно на родителя.

Кроме того, само дарение можно отменить согласно статье 578 Гражданского кодекса РФ.

Правда, подобная отмена проводится только в судебном порядке и речь должна идти о неимущественной ценности — интеллектуальной собственности или произведении искусства. Иначе, если никаких условий при вручении телефона не оглашалось, отнимать его всё же нельзя.

Могут ли ребенка не пустить на урок (выгнать с урока), если он нарушил дисциплину

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

Кто может работать учителем

Работать в школе учителем может не только человек с высшим педагогическим образованием

Важно, чтобы у учителя было высшее образование по специальности, связанной с предметом. Например, для физики — физико-технический факультет Университета, для музыки — Консерватория, для МХК — факультет искусствоведения и культурологии

Любой кандидат в учителя проходит аттестационную комиссию. Комиссия состоит из завучей и учителей, они проводят собеседование, уточняют квалификацию и опыт работы будущего учителя и назначают ему испытательный срок.

Учителем может стать человек с судимостью — но только за мелкие преступления и правонарушения. Если совершено преступление против жизни, здоровья, чести, половой неприкосновенности или общественной нравственности — дорога в школу закрыта. Человек с нетрадиционной ориентацией также имеет право преподавать, но школы, как правило, избегают таких педагогов, хотя эта практика не опирается на закон.

Могут ли родители посещать уроки

Закон не отвечает прямо на этот вопрос. Но он говорит, что родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, методами обучения и образовательными технологиями. При этом они не имеют права оценивать работу учителя (а посещение уроков — это часть внутришкольного контроля). Да и учителю гарантировано право свободы преподавания и выбора учебных форм.

Поэтому, если у вас есть сомнения и претензии к учителю и вы хотите побывать на его уроках, вопрос нужно решать через учителя и администрацию. В школе должно быть Положение о присутствии родителей на уроках: школа разрабатывает это правило самостоятельно. Поговорите с учителем, обратитесь к завучу или директору и получите разрешение на посещение урока. Конечно, при посещении урока нужно соблюдать правила школьного распорядка, не нарушать ход урока и не отвлекать учителя и детей.

Если зафиксировано в уставе школы

В настоящее время руководители учебных заведений не хотят иметь какие-либо конфликты с родителями учеников. Но очень часто бывает так, что учитель забирает у ребенка телефон, потому что тот зазвонил у него на уроке, и оставляет у себя, ссылаясь на то, что по уставу школы во время занятия нельзя пользоваться средствами связи и отвлекать от учебного процесса других ребят. Правомерно ли это? С таким вопросом к директору школы обращаются многие родители, столкнувшиеся с подобной проблемой.

По уставу учебного заведения, учителя не должны забирать у детей телефоны, потому что данная вещь является собственностью ребенка и его родителей. Преподаватель может только предупредить ребят о том, что они обязаны убирать смартфоны или же отключать звук на них во время урока, чтобы не отвлекаться от учебного процесса.

Все остальные действия учителей в данном случае будут незаконными. Более того, в уставе школы не может быть написано, что преподаватель имеет право забирать имущество учеников во время учебного процесса. Это грубейшее нарушение закона. За такие действия учителя можно привлечь к ответственности. Это нужно знать всем родителям.

Может ли школа запретить красить волосы?

Один из популярных тиктоков Татьяны снят на тему, которая явно волнует многих тиктокеров: имеют ли право сотрудники школы не пускать на занятия детей, чей внешний вид их не устраивает.

У юристки хорошие новости для тех, кто красит волосы в яркий цвет, и плохие — для тех, кто одевается ярко и не очень прилично.

В соответствующем ролике адвокат объяснила, что по закону школа может диктовать ученикам только то, как им одеваться.

А вот про цвет волос и причёску в российском законодательстве не идёт и речи. Зато не пускать детей на уроки — нарушение их прав.

Правда, судя по комментариям некоторых школьников, далеко не всем удаётся отстоять своё право на самовыражение.

Почему российские родители так боятся западной пропаганды?

Судя по комментариям в тиктоке Татьяны Грибановой, многие взрослые пользователи всерьёз боятся, что юристка научит детей жаловаться на родителей в суд и «превратит Россию в Европу». Эти страхи связаны с новостями о ювенальной юстиции — понятии, объединяющем органы надзора за положением ребёнка в семье, пропаганду просвещения детей по вопросам здоровья и сексуального просвещения.

Главный принципы ювенальной юстиции: ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в органы за защитой своих прав. После этого органы социального надзора могут изъять несовершеннолетнего из семьи, где с ним обращались ненадлежащим образом.

Впрочем, российские родители зря боятся, что европейские правила заработают в их домах. На самом деле, забрать ребёнка из семьи в России не менее легко — и происходят такие случаи повсеместно. И происходит это вовсе не из-за жалоб детей.

Так, в августе 2019 года СК России возбудил дело о лишении родительских прав супругов Проказовых, которые взяли ребенка с собой на несанкционированный митинг. Вскоре после этого издание Forbes опубликовало материал о том, как часто лишают родительских прав в России.

В 2018 году Верховный суд Карелии ограничил многодетную семью в родительских правах, после того как отец семейства отказался оплачивать школьные «поборы», зная, что на школу выделяют бюджетные средства. В 2016 году чиновники Татарстана потребовали от органов опеки забирать детей у должников за ЖКУ, потому что долги за ЖКУ якобы угрожают здоровью детей. Тогда 11 детей изъяли из семей. А у многодетной матери из Приморского края отобрали двух детей из пяти из-за старой мебели отсутствия ремонта в доме.

При этом многие пользователи соцсетей уверены, что иногда ювенальная юстиция нужна и именно для того, чтобы дети могли жаловаться на насилие в семье. По их мнению, если бы этот институт хорошо работал, сёстры Хачатурян не пострадали бы от действий своего отца и не пошли бы на его убийство.

А о том, в каких семьях приходится расти российским детям, в сети знают не понаслышке. Недавно в твиттере разошёлся тред о токсичных родителях. И в 30 пунктах многие узнали членов своей семьи (на некоторые фразы там даже смотреть больно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector