Административная ответственность должностных лиц

Классификация ответственности

В данной главе целесообразным будет представить актуальные на сегодняшний день виды административной ответственности должностных лиц

Так, среди них важно отметить следующие пункты:

  • Предупреждение.
  • Штраф, носящий административный характер.
  • Изъятие предмета, которое стало орудием осуществления или же непосредственным объектом административного рода правонарушения, на возмездной основе.
  • Абсолютная конфискация предмета, которое явилось инструментом осуществления или непосредственным объектом административного рода правонарушения.
  • Полное лишение специального права, которое было предоставлено физическому лицу как одна из наиболее распространенных мер административной ответственности бывшего должностного лица. Сюда целесообразным будет отнести право охоты или управления автомобилем.
  • Арест административной направленности.
  • Выдворение лица без гражданства или иностранного гражданина за границы Российской Федерации.
  • Дисквалификация.

Когда административная ответственность становится уголовной

В зависимости от ущерба, административная ответственность может перейти в уголовную

Согласно действующим законам, по некоторым статьям административная ответственность может перейти в уголовную. Чтобы судили по Уголовному кодексу РФ за мошенничество, потерпевший должен потерять более 2 тысяч рублей. Но есть статьи, при которых переквалифицировать в УК РФ можно при нанесении ущерба в 5 000 рублей и более 10 000 рублей.

Для обвиняемого играет решающую роль, по какой статье его будут судить. Когда речь идет об Уголовном кодексе РФ, то наказание намного строже. Есть вероятность тюремного заключения, а размер штрафа выше. Поэтому рекомендуется нанимать адвоката, когда обвинитель пытается вывести дело на статью УК РФ.

Согласно действующим законам, суды в России носят состязательный характер. То есть, у каждой стороны есть возможность доказать свою линию. Для этого необходимо предоставить соответствующую доказательную базу. При этом нужно юридически обосновать свои требования. В противном случае выиграет дело другая сторона.

Понятие административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

  • административным правонарушением является деяние: действие или бездействие;
  • деяние является противоправным, т. е. нарушает установленные в государстве нормы поведения;
  • деяние должно быть виновным;
  • за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.

С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его:

  • субъект;
  • субъективную сторону;
  • объект;
  • объективную сторону.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.

С точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия) и материальные (когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними).

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае виновного совершения противоправного действия или в случае виновного бездействия. Именно поэтому законодатель определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие).

Вина физического лица рассматривается как субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения

В этой связи КоАП РФ определяет признаки административного правонарушения, совершенного умышленно и совершенного по неосторожности

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания

Для обеспечения законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определение круга государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания. К числу таких органов (должностных лиц) КоАП относит: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае, если не создана административная комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) суды, судей общих и военных судов, мировых судей; органы внутренних дел; органы государственных инспекций; другие органы (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РФ

При этом четко определен и круг правонарушений, которые рассматривает и за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания, а также который исполняет их. Например, установлено, что исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) судом (судьей).

Применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется органами и должностными лицами, указанными в соответствующих федеральных законах. Это — органы исполнительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, таможенные и другие органы (должностные лица).

В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них. Появились федеральные надзоры России — Госгортехнадзор и Госатомнадзор, федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления, инспекция государственного архитектурного надзора и другие органы, наделенные широкими полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях.

Учитывая необходимость усиления борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, 10 мая 1999 г. Правительством утвержден план мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999—2000 годы. Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве, образованной Указом Президента от 6 сентября 1993 г., предложено усилить оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Федерации и регулярно рассматривать на своих заседаниях ход выполнения намеченных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорности. Особо подчеркнута необходимость активизации деятельности (создание) комиссий по делам несовершеннолетних для координации действий органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, по делам молодежи, внутренних дел, общественных объединений, иных органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Статья 40 КоАП предусматривает возложение на нарушителя обязанности возместить причиненный ущерб. Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию или организации, то административная комиссия, местная администрация, комиссия по делам несовершеннолетних, а также суд (судья) при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, а районный (городской) суд — независимо от размера ущерба.

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

показать содержание

Общие субъекты административной ответственности

К этой группе субъектов относятся лица, достигшие возраста 16 лет, находящиеся в надлежащем психическом состоянии, т.е. способные отвечать за свои действия, являющиеся:

  • гражданами России;
  • физическими лицами, не имеющими гражданства (апатриды);
  • иностранцами, не занимающими дипломатические должности.

Указанные признаки – общие, основные, входящие как неотъемлемые элементы в состав любого административного правонарушения.

При этом состав административных проступков разного рода может включать в себя некие особые признаки, которые задают для физических лиц-правонарушителей статус особых и специальных САО.

Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях

Согласно ст. 213 КОАП такими органами являются:

  • административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов (например, при совершении нарушения правил пользования энергией, водой или газом по ст. 103-1 КОАП; нарушения правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями по ст.150 КОАП и другие);
  • исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов и их должностные лица (например, нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов, правил благоустройства территорий населенных пунктов по ст. 152 КОАП; нарушение правил торговли на рынках по ст. 159 КОАП и другие);
  • районные, районные в городе, городские или районные суды, местные административные и хозяйственные суды, апелляционные суды, Верховный Суд (например, мелкое хищение чужого имущества по ст. 51 КОАП; нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества по ст. 124 КОАП и другие);
  • органы Национальной полиции (иные нарушения правил дорожного движения по ст.125 КОАП; выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям или без необходимых документов, предусмотренных законодательством по ст. 128 КОАП и другие);
  • органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), например, органы Пенсионного фонда, военные комиссариаты.

Административная ответственность должностных лиц

Административное право на современном этапе своего развития трактует ответственность административного характера в отношении лиц, занимающих определенных должности, как составную часть и разновидность достаточно масштабного института представленного вида ответственности

Важно отметить, что в силу приведенного обстоятельства ей присущи характеристики последней из-за единого основания появления. Тем не менее вместе с тем ее отличие заключается в свойственных исключительно ей чертах специфической направленности, особом содержании элементов непосредственного состава правонарушения административной природы со стороны должностного лица

Необходимо дополнить, что представленные элементы не что иное, как следствие присутствия специального субъекта нарушения, роль которого играет должностное лицо, обладающее особым статусом (правовым положением).

Именно поэтому в статье целесообразным будет последовательным образом выявить основополагающие идеи и положения, которые так или иначе позволяют в полной мере раскрыть содержание и сущность административной ответственности должностных лиц

Помимо этого, важно рассмотреть и произвести последующий анализ существующих на современном этапе развития соответствующей отрасли права проблем как административной ответственности в общем плане, так и касательно отдельных должностных лиц. Необходимо дополнить, что в процессе подачи материала серьезным образом соблюдается его соответствие с выявленными задачами и целями данной темы

Порядок обжалования постановления

Постановление не является истиной в последней инстанции, его может обжаловать как лицо, касаемо которого вынесено такое постановление о привлечении его к административной ответственности, так и потерпевший, а также прокурор при реализации полномочий по надзору за соблюдением законов при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Порядок обжалования регулируется главой 24 КОАП.

Статья 288 КОАП предусматривает подачу такой жалобы либо в вышестоящий орган, над тем органом, который вынес оспариваемое постановление, либо в суд. Саму же жалобу нужно подать именно в тот орган, который является ее автором. Через 3 дня уполномоченное лицо это органа должно будет передать ее вместе с материалами дела надлежащему адресату.

Жалоба на постановление подается в 10-дневный срок со дня вынесения постановления, а касаемо постановлений по делам об административных проступках в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе зафиксированных в автоматическом режиме — в течение десяти дней со дня вручения такого постановления.

По общему правилу, пропущенный срок может быть восстановлен только по уважительным причинам (ст.289 КОАП).

Административное правонарушение и его состав

Итак, мы уже установили, что совершение административного правонарушения (или проступка) является основанием для привлечения к административной ответственности.

Согласно КОАП административное правонарушение ‒ это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность (ст. 9 КОАП)

То есть для того, чтоб деяние было административно наказуемым, нужно установить так называемый «юридический состав» правонарушения, куда входят:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Отсутствие одного из этих элементов говорит о том, что совершенное действие не подлежит административной ответственности по КОАП.

Объект — это общественные отношения, которые охраняются законом и которые были нарушены при совершении деяния. Он отвечает на вопрос: «Что было нарушено?». Например, объектом мелкого хищения чужого имущества (ст. 51 КОАП) являются общественные отношения в сфере собственности.

Объективная сторона указывает на то, как было совершено правонарушение: активно или пассивно (действием или бездействием), были ли установлены последствия такого деяния и есть ли между ними причинная связь. Отвечает на вопрос: «Как? Каким образом было совершено правонарушение?»

Заметьте, объективная сторона не всегда состоит из 3 компонентов. Для некоторых правонарушений только одного деяния достаточно для применения мер административной ответственности. В теории их называют «правонарушения с формальным составом». Например, ст. 42 КОАП предусматривает, что административная ответственность наступает за сам факт нарушения санитарных норм вне зависимости от последствий.

Есть еще так называемые «правонарушения с материальным составом», смысл которых сводится к тому, что для наступления административной ответственности одного лишь деяния недостаточно, нужно еще установить наличие последствий такого деяния и причинную связь между ними

Например, уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара или распространению его на значительной площади (ст. 77 КОАП)

В таком случае для привлечения к административной ответственности нужно установить не только неосторожное обращение с огнем, но и последствие этого деяния ‒ уничтожение или повреждение леса, а также причинную связь между ними.

При этом заметим, что способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения проступка также входят в состав объективной стороны, но не являются ее обязательными элементами.

К административной ответственности привлекаются физические вменяемые лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст.12 КОАП). В теории именуется как «общий субъект административного правонарушения» ‒ лицо, которое совершило правонарушение. Кроме общих признаков в конкретных составах административных правонарушений субъект может характеризоваться еще и дополнительными, специфическими свойствами. Такие субъекты называются специальными. К ним относятся, например, должностных лиц, государственных служащих, водителей и тому подобное. Таким образом, субъект отвечает на вопрос: «Кто совершил правонарушение?».

Субъективная сторона указывает на психическое состояние здоровья человека, совершившего проступок, и отвечает на вопрос: «Зачем было совершено правонарушение? С какой целью? Что было поводом для совершения такого деяния?». При этом в теории ее элементы делят на обязательные и факультативные. К обязательным элементам относится виновное совершение правонарушения

Вина ‒ это психическое отношение лица к совершенному им правонарушению и его последствиям, которое выражается в форме умысла или неосторожности

Мотив и цель правонарушения ‒ факультативные признаки субъективной стороны. Под мотивом понимают осознанное лицом внутреннее побуждение, которое подтолкнуло на совершение проступка. Цель ‒ это следствие, результат, которого нужно достигнуть лицу, совершающему административное правонарушение.

Адвокат по юридическим лицам в Екатеринбурге

   Нарушение организациями законодательных государственных правовых актов, госстандартов приводит к наступлению административной формы ответственности данных юрлиц. Случаи подобных нарушений указываются федеральным КоАП, региональными актами законов. Региональными законодательными актами определены админнарушения, которые связаны с несоблюдением действующих на местах законов и норм.

   С одинаковой правомерностью рассматривается административная ответственность физических и юридических лиц. Исключения составляют особо указанные случаи, когда по смысловому содержанию установленные правила имеют отношение к физическому лицу. Административно правовая защита прав с нашим юристом по административным спорам – Ваш правильный выбор.

   Профессиональная консультация юриста по административным делам – вот что необходимо Вам сегодня для понимания, что делать завтра, но уже с нашей помощью.

Читайте еще про разрешение административных споров:

С нами оспаривание административного штрафа в срок

Автор статьи: адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Дисциплинарная и материальная ответственность

Дисциплинарная ответственность в сфере государственного управления возникает у государственных и муниципальных служащих, нарушивших свои должностные обязанности.

За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности;
  • увольнение.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность за нарушение административно-правовых норм наступает в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Понятие и структура административной ответственности

Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Юридическая ответственность характеризуется тремя специфическими признаками: 1) представляет собой вид государственного принуждения; 2) единственным основанием применения ответственности выступает правонарушение; 3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью.

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть:

  • психологическими;
  • имущественными;
  • организационно-правовыми.

Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Таким образом, юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответственность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы.

Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц.

В числе основных принципов юридической ответственности чаще всего называют следующие принципы: законности; обоснованности; справедливости; неотвратимости юридической ответственности; презумпции невиновности; права на защиту лица, привлеченного к ответственности; недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Структура административной ответственности:

  1. основания административной ответственности (юридические, фактические, процессуальные);
  2. субъекты ответственности;
  3. условия ответственности, в том числе наличие вины, неистечение срока давности и т. д.;
  4. меры ответственности – конкретные виды административных взысканий;
  5. административное производство.

Когда наступает административная ответственность физического лица

Статья 2.1 КоАП РФ определяет, что правонарушение — это обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое кодексом предусмотрена ответственность. Для привлечения любого субъекта к ответственности необходимо, чтобы после рассмотрения дела было доказано наличие состава нарушения. Он состоит из нескольких элементов, одним из которых является субъект нарушения.

Субъектами могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица, ИП. Привлечение каждого из упомянутых субъектов к ответственности характеризуется определенной процедурой и особенностями.

Административная ответственность физического лица может наступить в случае достижения им 16 лет. При этом могут назначаться различные наказания, предусмотренные статьей 3.2 КоАП РФ. Целью наказаний является предупреждение совершения новых нарушений.

Нарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности, в форме действия либо бездействия. Составы нарушений содержатся в особенной части КоАП РФ (раздел II)

Наказание назначается в пределах, которые указаны в конкретной статье данного кодекса.

Для наступления ответственности помимо установления субъекта нарушения подлежат выяснению остальные элементы его состава, а именно: объект, субъективная сторона, объективная сторона. Если все четыре элемента имеют место, это основание для того, чтобы сделать вывод о виновности нарушителя и назначить ему наказание.

Определение субъектов

В заключение следует отметить, что при определении должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также субъектов противоположной стороны в каждой конкретной ситуации немаловажную роль играет выявление следующих нюансов:

  • На самом ли деле виновник относится к категории должностных лиц (для точной реализации соответствующей операции следует выяснить его правовое положение, а также такие элементы, как порядок назначения на должность, ее непосредственное наименование, актуальные полномочия и так далее).
  • Входит ли реализованное деяние противоправной природы в систематизированную совокупность служебных обязанностей виновника.

Применение обеспечительных мер

В первую очередь действия государства направлены на пресечение административного правонарушения. Если оно уже произошло, могут быть применены меры для обеспечения грамотного рассмотрения дела. Вопрос регламентирует ст. 27.1 КоАП РФ.

В отношении нарушителя могут быть применены следующие обеспечительные меры:

  1. Доставление в отделение для дальнейшего разбирательства.
  2. Административное задержание.
  3. Досмотр личных вещей или транспортного средства.
  4. Изъятие вещей и документов.
  5. Отстранение от управления автомобилем.
  6. Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного или наркотического опьянения.
  7. Перемещение машины на штрафстоянку.
  8. Временный запрет на ведение деятельности.
  9. Помещение в специальное учреждение для содержания иностранцев, нарушивших режим пребывания в РФ.
  10. Арест имущества.

Большинство мер применяется принудительно. Однако допустим ряд исключений. Например, гражданин может отказаться от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В этом случае человека не вправе принудительно заставлять осуществлять процедуру, однако за отказ предусмотрена административная ответственность. Наказание такое же, как для пьяных водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector